При сгорании топливо-воздушной смеси наряду с продуктами полного сгорания, как показывает анализ отобранных газовых проб, образуются также в небольших количествах другие компоненты неполного окисления,а также разложения топлива.
Некоторые из этих продуктов сгорания, выбрасываемых в атмосферу, токсичны и вредны для здоровья.
Токсичными составляющими отработавших газов являются следующие:
1. Окись углерода СО, получающаяся в результате неполного сгорания топлива. При осуществлении процесса сгорания на оботащенной смеси (а < 1) количество окиси углерода может достигать 10—12% (по объему) общего количества продуктов сгорания. В дизелях, несмотря на то, что процесс сгорания всегда происходит при а >■ 1, содержание окиси углерода вследствие неполноты сгорания может достигать 0,5%.
2.Окись N0 и двуокись N02 азота, содержащиеся в небольших количествах (до 0,8 мг/л).
3.Сернистый газ S02 и сероводород H2S, образующиеся при работе двигателя на топливах, содержащих серу. Количество S02 может достигать 250 мг/л,содержаниеH2S незначительно.
4.Кислородосодержащие вещества, преимущественно альдегиды (до 0,2 мг/л).
5.Индивидуальные углеводороды. Один из этих углеводородов — 3,4-бензпирен является активным веществом, вызывающим канцерогенное действие, которое может сказываться уже при очень малых концентрациях. В продуктах сгорания обнаруживается до 10—20 мкг/жа 3,4-бензпирена.
6.Соединения свинца, образующиеся при применении этилированного бензина.
В современных условиях эксплуатации автомобильного транспорта при его массовом применении в крупных городах, карьерах и т. п. скопление большого количества отработавших газов, имеющих токсичные составляющие, недопустимо. Поэтому в настоящее время разрабатывается ряд мероприятий, способствующих уменьшению токсичности отработавших газов. Особое внимание уделяется правильной регулировке карбюраторов и возможности работы карбюраторных двигателей с малой и средней нагрузками на обедненной смеси. Применяются способы дожигания смеси в выпускной системе. Используются специальные нейтрализаторы, устанавливаемые вместо глушителя шума в карбюраторных двигателях и дизелях. В карбюраторных двигателях при работе на холостом ходу применяют специальный ограничитель разрежения.
Одним из способов понижения токсичности отработавших газов при одновременном улучшении экономичности работы карбюраторных двигателей на средних и малых нагрузках является разработанный в Советском Союзе метод факельного зажигания.
Для уменьшения токсичности и дымности отработавших газов дизелей большое значение имеет тщательная регулировка топливо-подающей аппаратуры. В некоторых случаях для снижения дымности в дизельное топливо вводят антидымные присадки.
Комментарий
Нет комментариев