При работе двигателя условия смазки различных деталей весьма разнообразны. Потери на трение и износ поверхности будут минимальными только при жидкостном трении. Поэтому конструктивные формы сопряженных деталей двигателя и системы их смазки должны быть таковы, чтобы в наибольшей степени способствовать жидкостному трению.
Смазка двигателя необходима, чтобы предотвратить чрезмерный износ, перегрев и заедание трущихся поверхностей, уменьшить затраты индикаторной мощности на трение в двигателе и отвод теплоты, выделяющейся при работе на трущихся поверхностях. В некоторых двигателях систему смазки используют для принудительного охлаждения деталей (поршня и др.).
Наиболее нагруженными в двигателе являются коренные подшипники коленчатого вала. Они работают в условиях непрерывно меняющихся нагрузок и скоростей, а также при переменных давлении, температуре и вязкости подводимого к ним масла. Надежность и долговечность подшипников зависят от жесткости сопрягаемых деталей, конструкции и материала самих подшипников, точности их изготовления и монтажа, условий работы, качества масла и организации его подвода.
Протяженность нагружений области в масляном слое подшипника соответствует длине дуги с центральным углом 120—130°. Подвод масла к подшипнику производят в область низких давлений. Масло вытекает по торцам подшипника: большая его часть — из ненагруженной зоны, меньшая — из нагруженной. Вследствие этого подшипник охлаждается неравномерно, температура масла в нагруженной зоне повышается, вязкость его уменьшается, т. е. расход масла увеличивается. Минимальная толщина масляного слоя, при которой обеспечивается долговечность и надежная работа подшипника, составляет 8 мкм (с учетом неровностей шеек вала и вкладышей, обработанных по 8—9-му классу чистоты).
Из-за высоких температур, периодического изменения направления трущихся поверхностей, деформаций деталей под нагрузкой и других факторов не удается осуществить жидкостноо трение в деталях поршневой группы и в сочленении выпускного клапана со втулкой. Поэтому в ряде случаев указанные сочленения работают в условиях полужидкостного и даже сухого трения.
Комментарий
Нет комментариев