Масляный насос создает циркуляцию масла. В автомобильных двигателях применяют шестеренчатые насосы с шестернями внешнего зацепления. Эти насосы, имеющие небольшую массу, просты в изготовлении, компактны и надежны. Коловратные и плунжерные насосы применяются редко.
Шестеренчатый насос состоит из двух шестерен, из которых одна приводится во вращение валиком, а другая — свободно вращается на оси. Масло захватывается зубьями шестерен и перегоняется из полости 1 в полость 2 нагнетания. При входе зубьев в зацепление во впадине образуется некоторый замкнутый объем, в котором масло сильно сжимается, что приводит к неравномерной работе насоса. Во избежание этого в торцовой стенке кожуха делают углубление 5, чтобы сжимаемое масло могло протекать в полость нагнетания.
У большинства карбюраторных двигателей для обеспечения плавной и бесшумной работы привод масляного насоса осуществляется с помощью винтовых шестерен, из которых ведущая нарезается непосредственно на распределительном валу.
Для увеличения надежности работы системы смазки во многих автомобильных двигателях устанавливают двух — и трехсекцион-ные насосы.
Верхняя секция предназначена для подачи масла в систему смазки двигателя и в центробежный фильтр тонкой очистки, нижняя — для подачи масла в масляный радиатор. В крышке, разделяющей секции, установлен редукционный клапан верхней секции, отрегулированный на давление масла 0,3 Мн/м2 (3 кГ/см2). Этот клапан перепускает масло из нагнетающей секции масляного насоса во всасывающую. Для нижней секции в корпусе насоса расположен перепускной шариковый клапан 2, отрегулированный на давление масла 0,12 Мн/м2 (1,2 кГ/см2).
Производительность масляного насосаопределяетсявзависимости от потребного количества масла,циркулирующего в двигателе. Общее количествомасла,поступающееизмасляногонасоса в систему смазки двигателя за единицу времени (циркуляционный расход), для карбюраторных и газовых двигателей для дизелей (в случае охлаждаемых поршней).
Действительная производительность Vdмасляного насоса принимается большей, чем циркуляционный расход Уц. Обычно для карбюраторных двигателей Vd= (18 — f — 26) 10"3 Neл/ч [в старых единицах Ve= (14 -г — 20) Neл/ч, где Ne— в л. с], а для дизелей Ve= (26 — г — 52) 10"3 Neл/ч [V0= (20 — т — 40) Neл/ч]; для двигателей ЯАЗ при охлаждении поршня маслом Vd= 60-10~3 Nе л 1ч (V0= 44 Ncл/ч).
Повышение производительности насоса необходимо для обеспечения нормального давления масла в системе смазки при всех режимах работы двигателя с учетом возможного увеличения зазора в подшипниках. Давление масла в системе регулируется с помощью редукционного клапана. В нормально прогретом двигателе давление масла должно быть не менее 0,15—0,2 Мн/м2 (1,5—2 кГ/см2) и не более 0,4 Мн/м2 (4 кГ/см2).
В системах смазки с сухим картером производительность откачивающих насосов в 2—2,5 раза больше, чем нагнетающего, что необходимо для удаления из картера вспененного масла.
Расположение масляного насоса и способ его привода зависят от типа двигателя.
Комментарий
Нет комментариев