Масляные фильтры могут быть разделены на две группы: фильтры грубой очистки и фильтры тонкой очистки. Фильтры грубой очистки включаются в систему последовательно и через них пропускается все циркулирующее в системе масло. Через фильтры тонкой очистки, включаемые параллельно маслопроводам системы смазки, прокачивается часть масла (10—20%), которая затем смешивается с остальным маслом в маслосборнике. Недостатком параллельного включения фильтров является то, что очищенное масло стекает в поддон и не поступает к трущимся поверхностям двигателя.
Фильтрующие элементы фильтров грубой очистки могут быть сетчатыми, пластинчато-щелевыми, а фильтров тонкой очистки — картонными,бумажными,фетровыми и с поглощающей массой.
Пластинчато-щелевой фильтр грубой очистки, который задерживает механические частицы размером 0,07 мм и более. В фильтрах грубой очистки имеются перепускные клапаны ,пропускающие при повышенном сопротивлении(в период перегрева двигателя или в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента) масло помимо фильтра. Пружину перепускного клапана регулируют на перепад давления 0,8—1,2 Мн/м2 (0,8—1,2 кГ/смг).
Фильтры тонкой очистки обеспечивают очистку масла от механических частиц размером до 0,001 мм.
В последнее время все большее распространение получают фильтры тонкой очистки масла центробежного типа (центрифуги). Фильтр состоит из неподвижного цилиндрического корпуса и вращающегося фильтрующего элемента — ротора 3.
Масло, поступающее в ротор под давлением 0,25—0,3 Мн/м? (2,50—3,00 кГ/см2) от масляного насоса по трубке 6, вытекает затем с большой скоростью через расположенные в нижней части ротора жиклеры 1.
Реактивные силы струй масла при подаче его под давлением обеспечивают вращение ротора со скоростью 5000—8000 об/мин. Находящиеся в масле примеси отбрасываются при этом на боковые стенки ротора и оседают на них. Очищенное масло из корпуса фильтра по каналу 4 подается в масляную магистраль, а по трубке 7 стекает в картер двигателя. При пуске нагретого двигателя масло может поступать в канал 4 через перепускной клапан 5, минуя центрифугу.
При последовательном включении центрифуги все подаваемое насосом масло проходит через ротор, и как крупные, так и мелкие механические частицы задерживаются в фильтре, вследствие чего уменьшается износ трущихся поверхностей деталей двигателя.
Принудительная циркуляция масла сначала через центробежный фильтр, а затем через подшипники может быть достигнута применением двухсекционного масляного насоса. Нижняя секция насоса подает масло из картера двигателя к центробежному фильтру, а верхняя — от центробежного фильтра в главную масляную магистраль.
Центробежные фильтры обеспечивают хорошую очистку масла. Они интенсивно удерживают влагу, что снижает коррозионным износ деталей двигателя.
Интересненько…