Втулки верхних головок шатунов изготовляют из алюминиево-шелезистой бронзы Бр.АЖ 9-4 {НВ 110), оловянноцинковой бронзы Бр. ОЦ 10-2 {НВ 80-90) или Бр. ОЦС 4-4-25 {НВ 65-75) и оловянно-фосфористых бронз различных марок с твердостью НВ 90—120. Эти бронзы обладают хорошей износостойкостью и сопротивляемостью усталостным разрушениям.
В качестве антифрикционного материала вкладышей подшипников карбюраторных двигателей применяют свинцовистые БН и БТ и оловянистые Б-83 и Б-89 баббиты и специальный сплав СОС 6-6.
В дизелях шейки коленчатого вала испытывают значительные удельные нагрузки. В качестве антифрикционных сплавов применяют свинцовистую бронзу Бр. СЗО (30% свинца) с поверхностной твердостью НВ 30. Толщина антифрикционного слоя вкладыша после растачивания должна быть не более 0,3—0,7 мм.
Свинцовистая бронза имеет следующие недостатки: малая антикоррозионная стойкость при воздействии органических кислот (из масел) и плохая прирабатываемость. Вследствие большой твердости этого сплава он хуже, чем баббиты поглощает абразивные частицы. Кроме того, при изготовлении вкладышей из свинцовистой бронзы необходимо применение масла более тонкой очистки.
Для уменьшения коррозии вкладыши из свинцовистой бронзы электролитическим способом покрывают тонким слоем (0,025— 0,040 мм) высокосвинцовистого баббита, поверх которого наносят тем же путем слой индия толщиной 0,002—0,003 мм.
Для повышения надежности вкладышей, изготовленных из свинцовистой бронзы, увеличивают жесткость коленчатого вала, его опор в картере и нижних головок шатунов, а также вводят более жесткие допуски на изготовление этих деталей.
Комментарий
Нет комментариев