Междугородные и международные коммерческие автомобильные перевозки пассажиров выполняются преимущественно групповым методом с использованием автобусов. Движение автобусов может быть организовано по регулярным и нерегулярным маршрутам. Индивидуальные перевозки легковыми автомобилями в междугородном сообщении носят эпизодический характер и осуществляются в форме заказного обслуживания.
Особенности технологии междугородных автобусных перевозок определяются эксплуатационными условиями на маршрутах и спецификой пассажиропотоков. Наиболее значимым фактором является большая протяженность маршрутов и перегонов на них. По действующим правилам к междугородным относят автобусные маршруты протяженностью свыше 50 км от границы города. По обслуживаемой территории междугородные автобусные маршруты подразделяют на внутриобластные и межобластные. Из общего числа междугородных маршрутов около 85 % внутриобластные. Наибольшая доля объема перевозок осваивается на маршрутах протяженностью до 100 км. Примерно 25 % объема перевозок пассажиров приходится на маршруты протяженностью от 100 до 200 км. Длина перегона межобластных маршрутов определяется удалением друг от друга крупных населенных пунктов. Классический пример —маршрут Москва —Ярославль со средней длиной перегона 51 км. Длина перегонов внутриобластных маршрутов несколько меньше и определяется удаленностью различных населенных пунктов, в том числе сельского типа. В этой связи время выполнения рейса автобуса на междугородном маршруте становится сопоставимым или превышает допустимую продолжительность смены водителя. Поэтому особое внимание обращают на организацию труда водителей междугородных автобусов.
Правилами дорожного движения Российской Федерации скорость движения междугородных автобусов на дорогах ограничена пределом 90 км/ч. По сложившейся эксплуатационной практике при скорости сообщения свыше 50 км/ч междугородный маршрут считают скоростным, а при скорости свыше 55 км/ч —экспрессным. Высокие скорости движения на трассах требуют применения автобусов с повышенной удельной мощностью двигателя.
Продолжительное пребывание в автобусе междугородного сообщения вызывает транспортную усталость пассажиров. Поэтому используют комфортабельные автобусы с мягкими сиденьями, климатическими установками, мягкой подвеской.
В междугородном сообщении автомобильным транспортом перевозится около 57 % всех пассажиров. Интенсивность спроса на перевозки пассажиров в междугородном автобусном сообщении в течение года не постоянна.
Движение автобусов междугородного сообщения организуют по сквозному или участковому методам. Основным является сквозной метод, предусматривающий прохождение автобусом всего маршрута от начального до конечного пункта. При участковом методе маршрут разделяют на эксплуатационные участки, на каждом из которых работают разные автобусы, а пассажиры вынуждены совершать пересадки и перемещение багажа. Участковый метод применяется ограниченно, например, в случае разделения маршрута водной преградой без мостового перехода.
Владельцы автобусов при осуществлении перевозок в междугородном сообщении обязаны застраховать пассажиров.
На технологию и организацию перевозок пассажиров в международном сообщении влияют: особенности эксплуатационных условий и национального транспортного законодательства различных государств, по территории которых проходит маршрут; специфика пассажиропотоков; необходимость преодоления погранпереходов. В междугородном автобусном сообщении продолжительность рейса может достигать нескольких суток, в связи с чем решающим фактором организации перевозок становится соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей. При организации перевозок должны учитываться требования международных договоров и законодательства различных стран, часто более строгие, по сравнению с внутренними российскими стандартами организации движения. Экипаж автобуса должен знать условия движения на иностранной территории, особенности национальных правил дорожного движения. Необходимо подготовить дополнительную бортовую документацию. Перемещение автобуса, пассажиров, персонала и багажа через государственные границы сопряжено с пограничным и таможенным контролем.
В настоящее время в Российской Федерации около 13 % пассажиров международного сообщения перевозятся автомобильным транспортом, главным образом —автобусами. Международные автобусные перевозки подразделяют на регулярные и нерегулярные. Регулярные перевозки осуществляются по маршрутам и расписаниям движения на условиях публичного договора перевозки, в поостановочном сообщении с посадкой и высадкой пассажиров на автовокзалах или в специально оборудованных пунктах. Движение на таких маршрутах регламентируется международными конвенциями, двусторонними правительственными соглашениями и договорами перевозчиков. Нерегулярные перевозки в основном относятся к туристским. Группа туристов следует в автобусе, попутно посещая туристические объекты. На оборотном пункте туристского маршрута обычно предусмотрена остановка на несколько суток для отдыха и выезда в однодневные экскурсии.
Среди международных автомобильных перевозчиков в России преобладают малые формы предпринимательства —78% перевозчиков имеют 1 —2 автобуса, 15% —от 3 до 5 автобусов, остальные 7 % эксплуатируют свыше 5 автобусов. Это затрудняет выполнение перевозчиками требований о подготовке автобусов к длительным рейсам и производительное использование автобусов в связи с ограничениями на режим труда и отдыха водителей.
Для международных автобусных перевозок наиболее характерными группами пассажиров являются лица с ограниченными доходами, лица, следующие на незначительные расстояния и туристы, избравшие такой вид отдыха, как автобусный тур. Распределение потока российских туристов имеет пики спроса на услуги, приходящиеся на летние месяцы. В приграничных местностях имеется спрос на международные перевозки легковыми автомобилями.
Общие требования к перевозкам пассажиров в международном сообщении со странами СНГ регулируются Конвенцией о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа государств —участников СНГ. Перевозки в «дальнее» зарубежье осуществляются в соответствии с международными конвенциями и двусторонними межправительственными соглашениями.
Комментарий
Нет комментариев