Подвижной состав автомобильного транспорта и ГНЭТ —самоходные и прицепные технические средства, допускаемые согласно действующему законодательству к эксплуатации на дорожной сети общего пользования и предназначенные для перевозки пассажиров, их ручной клади и багажа.
Классификация подвижного состава производится по ряду технических и эксплуатационных признаков, имеет целью установить целесообразные для производства и эксплуатации конкретные виды и типы единиц подвижного состава применительно к существующим производственным, эксплуатационным и экономическим требованиям и условиям. С точки зрения организации перевозок пассажиров имеет значение используемый подвижным составом путь сообщения, пассажировместимость и назначение по виду сообщения.
По виду используемого пути сообщения различают транспортные средства нежестко или жестко привязанные к пути. Нерельсовые транспортные средства перемещаются по дорожному полотну, используя пневматический ход, и подразделяются на средства автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Пассажирские автомобили в зависимости от пассажировместимости подразделяют на автобусы и легковые автомобили. Средства нерельсового электрического транспорта подразделяют на троллейбусы и электромобили. Электромобили в ближайшей перспективе начнут вытеснять автомобили. Производятся и эксплуатируются также гибридные безрельсовые транспортные средства —дуобусы, имеющие двигатель внутреннего сгорания для движения в местах, где нет троллеев, для подзарядки аккумуляторов, тяговые электродвигатели и штанги для токосъема от троллеев.
Дорожные транспортные средства, жестко привязанные к пути, в городах представлены трамваем, использующим для направления движения рельсовый путь, уложенный либо на проезжей части улиц, либо рядом на обособленной полосе. В ряде городов эксплуатируют скоростной трамвай, рельсовый путь которого преимущественно проложен на обособленной полосе, в туннелях и по эстакадам.
Автобусы классифицируют по назначению и пассажировместимости. По назначению, согласно ГОСТ 27815 —88, автобусы подразделяются на городские, междугородные, дальнего следования. На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок. Выпускаются также специальные автобусы, например аэродромные, эксплуатируемые вне дорог общего пользования.
Назначение автобуса предопределяет планировочные решения по размещению мест для пассажиров, ручной клади и багажа, сопровождающего персонала, номенклатуру оборудования салона и требования, предъявляемые к тягово — мощностным и экономическим качествам силовой установки автобуса.
Городские автобусы имеют планировку пассажирского салона, позволяющую провозить большое число пассажиров в условиях интенсивного пассажирообмена. Для этого предусмотрены преимущественно трехрядное расположение сидений, ровный и низкий пол салона, минимум невысоких ступеней, несколько широких дверей, накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров. У задней двери расположено место кондуктора. Планировка и оборудование салонов троллейбусов и вагонов трамвая аналогичны городским автобусам.
На пригородных маршрутах используют как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения, накопительными площадками уменьшенной емкости. Пригородные автобусы могут также отличаться от внутригородских меньшим числом дверей и их шириной.
В городских автобусах пассажиры перевозятся как сидя, так и стоя, за исключением автобусов особо малой вместимости, в которых разрешается перевозить только сидящих пассажиров. Междугородные автобусы предназначены для перевозки только сидящих пассажиров на сравнительно большие расстояния. Поэтому в салонах междугородных автобусов устанавливают удобные мягкие кресла, как правило, с регулируемой по углу наклона спинкой, применяют черырехрядное расположение кресел. На междугородных маршрутах небольшой протяженности могут использоваться автобусы с полумягкими сиденьями, имеющими нерегулируемые спинки. Для перевозки почты по регулярным автобусным маршрутам междугородные автобусы могут иметь изолированный и пломбируемый отсек для почтовой корреспонденции.
Автобусы дальнего следования используют на международных маршрутах большой протяженности и для перевозки групп туристов на большие расстояния, например в автобусных турах. Пассажиры перевозятся только сидя. Эти автобусы часто по ряду элементов конструктивно близки к междугородным автобусам и отличаются повышенной комфортабельностью. Туристские автобусы выпускаются преимущественно двухэтажными, причем пассажирский салон имеет остекление, обеспечивающее повышение обзорности. Для туристских автобусов выпускаются прицепы с раскладываемыми местами для ночлега на стоянке.
Автобусы используются также организациями при перевозках работников для собственных нужд, в том числе для внутриусадебных перевозок работников сельскохозяйственных организаций.
Пассажировместимость является критерием различия между автобусами и легковыми автомобилями. Международной конвенцией о дорожном движении установлено, что к автобусам относятся пассажирские автомобили с числом мест для пассажиров более восьми. Последствием этого разграничения является требование к водителям автобусов иметь в своем водительском удостоверении отметку о допуске к управлению транспортным средством категории D, что предполагает существенно более высокую квалификацию и наличие опыта работы, в то время как для управления легковым автомобилем требуется категория В.
Пассажировместимость также является основным критерием подразделения автобусов на классы.
Ранее основным классификационным признаком для автобусов всех видов назначения была габаритная длина кузова автобуса. Это было актуально в связи с тем, что в плановой экономике единые ставки тарифной части заработной платы водителя устанавливались в зависимости от габаритной длины автобуса. Ныне тарифные ставки устанавливаются АТО самостоятельно, и классификация автобусов по габаритной длине утратила экономическое значение, хотя кое-где еще используется по инерции. Классификацию по длине целесообразно использовать только для междугородных и туристских автобусов.
Рациональная структура парка городских автобусов в Российской Федерации должна включать все приведенные классы по вместимости. Парк междугородных автобусов состоит в основном из автобусов большой и средней вместимости. Исследованиями установлено, что рациональная структура парка автобусов Российской Федерации, используемых в междугородном сообщении, должна состоять приблизительно из 20 % автобусов малой, 33 % средней и 47 % большой пассажировместимости. Для перевозок туристов наиболее предпочтительны автобусы большого класса.
Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются:
используемое горючее ;
специальное исполнение ;
принятая конструктором компоновка ;
колесная формула.
Применявшаяся ранее советская классификация легковых автомобилей в качестве основного признака использовала объем двигателя, что не соответствует современной практике оснащения автомобилей одной модели силовыми агрегатами различного объема и мощности. Поэтому советская классификация ушла в прошлое как непригодная для целей организации коммерческой деятельности и ныне используется западноевропейская классификация, согласно которой легковые автомобили различают по габаритам и по особенностям конструкции кузова и шасси.
Для целей потребительской ориентации производства и маркетингового сегментирования рынка выделяют 10 условных групп, среди которых рассматривают шесть классов и четыре типа кузова или шасси.
Легковые автомобили выпускаются преимущественно с колесной формулой 4×2. Такие автомобили предназначены для эксплуатации на дорогах, имеющих хорошее техническое состояние и надлежащее содержание. Схема привода с колесной формулой 4×4 используется в автомобилях, предназначенных для эксплуатации на дорогах заснеженных, горных и с покрытием низкого качества или для эксплуатации как на дорогах, так и вне дорог.
Для целей удержания налога с владельцев автотранспортных средств легковые автомобили в России подразделяют по мощности двигателя на две категории —до 100 л. с. и свыше. Для целей взимания таможенных пошлин за ввоз автомобилей на территорию Российской Федерации легковые автомобили подразделяют по виду используемого топлива и объему двигателя.
Для целей нормирования технических требований к безопасности пассажирских автомобилей они, согласно ГОСТ 25487 —91, подразделяются на категории:
M1 —имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя, или созданные на их базе модификации, при полной массе базовой модели, соответствующей полной массе базовой модели легкового автомобиля;
М2 —то же, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя, и полной массой до 5 т;
М3 —то же, что и М2, но при полной массе свыше 5 т.
В сельской местности при выполнении внутриусадебных и внутрирайонных перевозок, при других перевозках пассажиров в связи с производственной необходимостью допускаются перевозки людей в кузовах «бортовая платформа» или «фургон» грузовых автомобилей. Перевозки людей в самосвальных кузовах, в полуприцепах и прицепах запрещены. Грузовой автомобиль, используемый для перевозки пассажиров, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3…0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта кузова, а при перевозке детей, кроме того, борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола.
Сиденья, расположенные вдоль заднего и боковых бортов, должны иметь прочные спинки. Предельную пассажировместимость грузовых автомобилей устанавливают по числу оборудованных в зависимости от модели автомобиля мест для проезда сидя. Такой грузовой автомобиль часто оснащают тентом. Для входа и выхода пассажиров задний борт может выполняться с откидной дверцей, а в задней части кузова устанавливают складной трап. Перевозки пассажиров грузовыми автомобилями по регулярным маршрутам не допускаются. Водитель грузового автомобиля, перевозящего пассажиров, должен иметь удостоверение на право управления автомобилем категории С —при перевозке до восьми пассажиров и категорий Си D —при перевозке большего числа пассажиров, при условии стажа управления автомобилями данных категорий более трех лет.
В СССР государственными органами раз в пять лет разрабатывался перспективный типаж пассажирских автомобилей, целью которого было распределение плана выпуска автомобилей различных типов между производителями. В рыночных условиях хозяйствования планово — распределительные функции типажа автомобилей утратили значение. Однако актуальной остается рационализация структуры парка автобусов. Эта задача в современных условиях самостоятельно решается производителями автобусов и составляет основу проводимой ими маркетинговой политики. Целесообразной представляется разработка ассоциациями автопроизводителей и автотранспортников справочно — рекомендательного типажа автобусов. В ряде стран успешно эксплуатируются автобусы с прицепами. Целесообразно распространить такой зарубежный опыт на автобусных маршрутах, проходящих по дорогам с хорошим состоянием покрытия.
В 80 — е гг. XX в. был спроектирован и построен «активный» автобусный поезд. Такой поезд состоит из головного автобуса с водителем и прицепного автобуса, соединенного с головным автобусом телескопической сцепкой. В движении автобусы испытывают различное сопротивление и нагрузки. Поэтому их движение не будет синхронным без соответствующего управления. Телескопическая сцепка, растягиваясь или сжимаясь в процессе движения, вырабатывала сигналы для управления подачей горючей смеси в двигатели сцепленных автобусов. Рулевой привод обоих автобусов был соединен тягами. Поезд был успешно испытан в Киеве.
В перспективе следует ожидать появления модульного подвижного состава ГПТ. Модульная единица подвижного состава состоит из головной и кормовой частей и может оснащаться несколькими промежуточными модулями различной длины. Идея модульного поезда основана на возможности оперативно изменять пассажировместимость единицы подвижного состава на конечных пунктах маршрутов за счет стыковки и расстыковки дополнительных промежуточных модулей. Конструкция ходовой части обеспечивает движение различных сцепленных между собой модулей по следу первого модуля, подобно движению змеи. По расчетам использование модульного подвижного состава приведет к снижению себестоимости перевозок на 10%. Модульный принцип используется при производстве трамвайных вагонов.
Изготовителями проводится работа по унификации элементов конструкции автобусов, что снижает разнообразие номенклатуры запасных частей и упрощает техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В конструкции подвижного состава широко используются современные материалы, передовые технологии, включая компьютеризацию различных систем автобусов и легковых автомобилей, в первую очередь систем, обеспечивающих безопасность движения.
Комментарий
Нет комментариев