Статистика дорожно — транспортных происшествий показывает, что большая доля их приходится на повороты дороги, и особенно при движении в неблагоприятных погодных условиях (дождь, снегопад, гололед). Если проанализировать происшествия на загородных дорогах, окажется, что почти пятая часть их случается на закруглениях трассы.
Да и последствия здесь обычно значительно тяжелее, чем на прямых участках дороги: в среднем в происшествии гибнет на 6 —8 процентов, а получает увечья на 8 —10 процентов больше людей. И чем круче поворот, чем меньше радиус кривой и больше угол поворота, тем эта опасность выше. Установлено, что на кривых радиусом 200 м число происшествий возрастает в 3 —4 раза по сравнению с кривыми радиусом 1000 м, а на очень крутых поворотах —с радиусом 100 м и менее —в 8 —10 раз.
Одна из причин —возникновение центробежной силы, пропорциональной квадрату скорости и направленной во внешнюю сторону кривой перпендикулярно движению автомобиля. Приложенная в центре тяжести, эта сила (на нашем рисунке она обозначена как Рц) стремится сместить машину на внешнюю сторону кривой или опрокинуть ее. Устойчивость автомобиля против такого бокового скольжения обеспечивается силами трения и сцепления, возникающими в зоне контакта колес с покрытием, а против опрокидывания —собственным весом автомобиля.
Эта несколько упрощенная схема устойчивости автомобиля на кривой, хотя и не учитывает некоторых явлений (бокового увода, перераспределения веса между внешними и внутренними колесами, колебаний автомобиля и т. д.), все же определяет основное положение правильно. Подтверждается это тем, что на поворотах дорог наиболее частый вид происшествий именно занос автомобиля и его опрокидывание.
Стало быть, главным условием безопасного движения на кривых является правильный выбор максимальной скорости автомобиля, исходя из крутизны поворота, состояния покрытия и погодных условий. Когда водитель не может верно оценить всю совокупность этих факторов, не считаясь, с ними, пытается вести машину с весьма высокими скоростями, он нередко оказывается за пределами дороги.
Комментарий
Нет комментариев