В условиях сельского хозяйства заправку автомобилей нефтепродуктами обыкновенно производят в усадьбах; для этого целесообразно устраивать стационарные заправочные пункты. К последним предъявляются следующие требования.
1. Заправлять автомобиль горючим необходимо через шланг, снабженный раздаточным наконечником револьверного типа. Этот способ заправки не только гарантирует от разливания горючего, но и уменьшает потери послед — пего от испарения. Кроме того, при использовании для работы автомобилей этилированного бензина закрытая заправка предохраняет обслуживающий персонал от обливания отравленным горючим и вдыхания его паров.
2. Заправленное в автомобиль горючее должно быть точно измерено в килограммах или литрах.
3. Заправка автомобилей картерным маслом (автолом) также должна быть максимально герметизированной. Это требование необходимо не только для предупреждения разливания масла, но и для защиты его от загрязнения. Поэтому заправлять автол с помощью, например, воронок нельзя, так как при такой заправке очень трудно предупредить попадание в картер посторонних примесей.
4. В холодное время года автомобили заправляют исключительно горячим (подогретым) маслом. Подогревать масло необходимо не только для облегчения его налива, но и для более легкого запуска двигателя. Это вызывается тем, что запуск двигателей с застывшей масляной системой всегда способствует их усиленному износу..
5. Отпущенное для заправки автомобилей масло необходимо учитывать в весовых или объемных единицах.
6. Оборудование, применяемое для заправки автомобилей нефтепродуктами, должно быть простым и удобным в эксплуатации.
Учитывая перечисленные требования, наиболее подходящими для заправки автомобилей горючим являются устройства типа стационарных бензозаправочных колонок пли весовых заправочных будок.
Из многочисленных типов бензозаправочных колонок наиболее распространенными являются городские объемные бензоналивные колонки, измеряющие выданное горючее при помощи двух мерных сосудов (баллонов). Схематическое изображение установки такой колонки представлено на рисунке 102. Как видно на рисунке, у этой колонки цистерна для хранения горючего помещена под землей. Работает бензоналивная колонка следующим образом. Находящийся в подземной цистерне бензин при помощи насоса выкачивается из цистерны и подастся через перекрывное устройство в один из мерных баллонов. После наполнения баллона поворачивают крап перекрывного устройства, от чего накачиваемое горючее начинает поступать во второй баллон, а в первом наполненном баллоне открывается запорный клапан, соединяющий его с раздаточным шлангом. Бензин, вытекая в последний, подается самотеком в топливный бак заправляемого автомобиля. Посредством вторичного переключения крапа перекрывного устройства опорожненный баллон снова соединяется с насосом, а второй баллон —с раздаточным шлангом.
Учет отпущенного из колонки бензина производится подсчетом количества опорожненных баллонов; емкость баллона обычно составляет 5 л. Для упрощения этого подсчета имеются счетчики с циферблатами, стрелки которых вращаются во время каждого переключения крана перекрывного механизма.
Если в РТС или совхозе нет бензозаправочной колонки, изготовленной заводом, то необходимо для заправки автомобилей бензином устраивать весовую заправочную будку.
Если в хозяйстве заправляется по более 30 автомобилей, применению весовых будок надо отдать предпочтение,: так как они учитывают заправленное горючее но весу.
Заправочная весовая будка представляет собой возвышающийся над землей помост с будкой; внутри будки поставлены десятичные (сотенные) весы, имеющие на своей платформе укрепленную в лежачем положении бочку для налива в нее бензина. В одно из доньев этой бочки вделывается патрубок с краном, а на конец патрубка надевается шланг с раздаточным наконечником. Благодаря возвышенному положению бочки налитый в нее бензин может через шланг самотеком сливаться в баки заправляемых автомобилей.
Наполнять саму бочку бензином можно либо из резервуара нефтебазы (через специальный трубопровод), либо из автоцистерны при помощи насоса.
Выдачу из весовой будки бензина для заправки автомобилей учитывают путем взвешивания бензина в бочке до и после каждой заправки. Для точности этих взвешиваний необходимо отсоединить от бочки заправочный шланг или наливной трубопровод. Кроме того, для обеспечения правильности взвешивания необходимо, чтобы каждая отпускаемая доза горючего была не меньше ‘/м наибольшей грузоподъемности весов. Так, при весах грузоподъемностью 500 кг минимальное количество отпускаемого бензина должно составлять 25 кг, а у весов грузоподъемностью 200 кг —10 кг.
В зависимости от имеющихся в хозяйстве возможностей описанная весовая заправочная будка может быть в отдельных узлах и деталях построена по — разному. Например, для наполнения бочки бензином наиболее простым устройством является надетый на наливную трубу гибкий шланг с краном револьверного типа; в этом случае налив бензина в бочку производится через ее приемное отверстие. Преимущества этого устройства заключаются в том, что здесь соединенно бочки с наливным трубопроводом сделано постоянным, отключение трубопровода производится с помощью вентиля или крана; для взвешивании бочки не надо отсоединять наливное устройство, так как приемный патрубок бочки при опускании или поднятии платформы весов не касается опущенного внутрь этого патрубка наливного штуцера. При этом внутренность бочки защищена от сообщения с наружным воздухом гидравлическим затвором.
Для наблюдения за наполнением бензином бочки в ней можно сделать особое отверстие, завинчивающееся пробкой с приделанной к ней измерительной рейкой, или снабдить бочку поплавковым указателем уровня.
Для вывода заправочного шланга из помещения будки в стене будки делают отверстие в виде вертикальной. Через эту же щель выпускают наружу стрелу, служащую держателем при подвеске шланга.
Заправочные будки целесообразно размещать па границе территории нефтебазы с таким расчетом, чтобы фаса будки располагался на одной линии с оградой. Таким образом, заправляемые автомобили не должны въезжать на территорию нефтебазы. Указанное расположение удобно для заправки автомобилей кладовщиком нефтебазы. Крон того, при таком размещении гораздо проще обеспечить снабжение заправочной будки бензином путем прокладки трубопровода от резервуаров нефтебазы.
Для стационарной заправки автомобилей картерным маслом существуют различные устройства и оборудование. Наиболее просто эту заправку можно организовать, помещая внутри весовой заправочной будки небольшой масляный бачок с раздаточным краном, крышкой и теплоизоляцией, чтобы в холодное время в нем можно было хранить подогретое масло. 13 этом случае заправку автомобилей маслом следует производить из закрытых масляных кружек с носиками, приспособленными к наливу масла без помощи воронок.
Учет выданного масла производится путем взвешивания порожних и наполненных кружек на небольших, желательно циферблатных весах. Последние можно устанавливать внутри заправочной будки на особой полке, приделанной к внутренней стенке будки.
Если заправка автомобилей бензином производится в хозяйстве из бензоналивной колонки заводского изготовления, которая закрытого помещения не имеет, то для масляной заправки рекомендуется рядом с колонкой устраивать отдельно небольшую будку или площадью около 3,5 м2, внутри которой следует помещать на особых подставках бачок для масла и настольные весы.
В зимнее время автомобили необходимо заправлять подогретым маслом. При отсутствии специальных подогревательных устройств .масло, предназначенное для заправки, можно хранить в отапливаемом помещении. Но это практически неудобно, гораздо удобнее подогревать масло в специальных маслогрейках. Один из типов такой маслогрейки был показан выше, па рисунке 92. В этой маслогрейке масло подогревается пламенем горящих дров или другого топлива. Для защиты масла от подгорания посуда с маслом помещается внутри водяного слоя.
Кроме использования для подогрева масла переносных маслогреек, можно устраивать около бензозаправочного пункта маслогрейки в специальных помещениях. Такая маслогрейка представляет собой утепленное помещение, внутри которого поставлена кирпичная печь — плита. В последнюю вмазан небольшой бак для воды, в середине которого на стойках ставят бачок для масла. Таким образом масло будет подогреваться через водяную рубашку.
Масляный бачок маслогрейки наполняют при помощи укрепленного на стойке ручного поршневого насоса из бочки с маслом. Масло из бачка выдается через особый патрубок с крапом.
При подогреве масла в маслогрейках удобно заправлять автомобили закрытыми кружками с наливными носиками, учет же выданного масла может производиться взвешиванием кружек па весах.
Если автозаправочный пункт устраивается непосредственно при нефтебазе, целесообразно маслогрейку располагать вдоль ограды нефтебазы по соседству с бензозаправочной колонкой или будкой. При таком расположении маслогрейка может Сыть использовала также для подогрева масла при отпуске его с нефтебазы для других нужд хозяйства. Но в этом случае необходимо, чтобы размеры маслогрейки были несколько увеличены. В помещении маслогрейки предусмотрено специальное место для хранения двух запасных бочек с маслом. Это сделано для того, чтобы масло в бочках могло заранее несколько разогреться за счет температуры помещения,
так как без этого застывшее масло нельзя будет перелить в бачок маслогрейки.
Если хозяйство специального автозаправочного — пункта не имеет, заправку автомобилей горючим и маслом можно временно производить, пользуясь специальной закрытой заправочной посудой. В эту посуду бензин следует наливать в разливочной нефтебазы, а маслов разливочной тарного склада.
При заправке автомобилей в гаражах необходимо пользоваться для заправки жидким маслом закрытыми кружками, клапанными и мембранными масленками, а при заправке густых мазей —шприцами и солидолонагнетателями. Применение солидолонагнетателей имеет важное значение не только для предупреждения потерь, но и для обеспечения качественной смазки машин, так как густая мазь должна быть введена
Кроме описанных выше нефтебаз, в сельском хозяйстве большое распространение имеют небольшие склады горючего и смазочных материалов, которые принято называть нефтехранилищами. Главным отличием нефтехранилищ от нефтебаз является то, что они не рассчитываются на выполнение перевалочных операций, то есть на отпуск нефтепродуктов для завоза в другие места их хранения. Кроме того, нефтехранилища имеют меньшую емкость, а также более простое оборудование по сравнению с нефтебазами.
Нефтехранилища, организуемые в сельском хозяйстве, как небольшие склады для хранения горючего и смазочных материалов подразделяются па два вида: 1) бригадные нефтехранилища и 2) нефтехранилища, которые строятся в колхозах поблизости с их хозяйственными центрами.
Бригадные нефтехранилища
Многие тракторные и производственные бригады сельскохозяйственных организаций бывают размещены так, что обеспечить их регулярным ежедневным завозом нефтепродуктов, особенно во время бездорожья и распутицы, оказывается почти невозможным. Поэтому для бесперебойной работы тракторов и других машин бригады должны иметь 3 —5 — дневный запас горючего и смазочных материалов. Этот запас должен храниться на бригадных станах в небольших специальных складах —нефтехранилищах.
Наиболее рационально бригадное нефтехранилище можно организовать, если бригада имеет постоянный стан. В этом случае нефтехранилище следует строить в виде стационарного склада горючего и смазочных материалов, обнесенного изгородью, внутри которой размещается нефтетара и другие устройства. Земельную площадку для бригадных нефтехранилищ необходимо выбирать сухую, желательно немного возвышающуюся над окружающей территорией.
Для храпения нефтепродуктов бригада должна быть обеспечена специальной нефтетарой. Наиболее удобной тарой для бригадных нефтехранилищ являются: для храпения горючего небольшие резервуары емкостью 3 —б м3, для смазочных масел и бензина —бидоны или в крайнем случае бочки, а для солидола —металлические банки, небольшие фанерные бидоны и деревянные ящики.
Для хранения в бригадах дизельного топлива применяют резервуары, приспособленные для его отстоя, так как дизельное топливо до заправки в двигатели должно быть обязательно отстоено. Выделяя тару для отстоя дизельного топлива, надо учитывать, что в летнее время года дизельное топливо необходимо отстаивать в продолжение не менее 48 часов, но лучше в течение 96 часов. На холоде вязкость дизельного топлива увеличивается, поэтому его отстой замедляется.
Отстаивать дизельное топливо можно вообще в любой неподвижно установленной емкости. Но этот отстой будет эффективным и легко осуществимым в эксплуатационных условиях лишь при соблюдении следующих требований: 1) отстаиваемое топливо не должно загрязняться во время его хранения в резервуаре; 2) наливать жидкость в резервуар с дизельным топливом нужно так, чтобы перемешивание слоев топлива было минимальным; 3) дизельное топливо следует выдавать из верхних, чистых слоев; 4) раздаточный патрубок резервуара необходимо во всех случаях делать на 10 —20 см выше приемного отверстия. Кроме того, резервуары для дизельного топлива должны иметь специальные водогрязеспускные устройства. На рисунках 110 и 111 показаны горизонтальные резервуары емкостью 3 м3, оборудованные для хранения горючего, не требующего отстоя (керосин, бензин), и для отстоя дизельного топлива, а на рисунке 112 —две схемы простейшего дооборудования резервуара к отстою топлива.
Приемку (слив) нефтепродуктов в стационарные резервуары, установленные в бригадах, а также выдачу на них нефтепродуктов осуществляют более простыми способами, чем это рекомендуется делать на нефтебазах. Поэтому никаких сливных или наливных стояков, а также разливочных в бригадных нефтехранилищах устраивать не нужно.
Если горючее завозят в бригаду в автоцистернах, то сливать его в резервуары можно с Помощью насосов и окна. Пол хранилища лучше всего делать глинобитный, но можно и просто земляной.
Для укладки бочек и другой посуды надо па полу тарного хранилища положить подтоварник в виде деревянных брусьев пли ровных жердей. Выгружать бочки из грузовых автомобилей и с конных подвод рекомендуется на разгрузочную площадку, устраиваемую против ворот тарного помещения с помощью имеющегося на площадке отлогого ската, а при отсутствии его, пользуясь специальными покатами.
Отработанные масла для отправки на нефтебазу следует хранить в специальных бочках в тарном помещении либо на возвышенном месте иод навесом на подтоварнике.
Если бригада постоянного стана не имеет, то нефтехранилище часто приходится организовывать в виде временного пункта хранения нефтепродуктов. Последние лучше всего устраивать полупередвижного типа.
Для храпения горючего во временных бригадных нефтехранилищах стационарная установка резервуаров непригодна, вместо них здесь лучше всего применять небольшие цистерны, установленные на полозьях (санях), а еще лучше на тракторных тележках или автоприцепах.
При отсутствия передвижных цистерн небольшие стационарные резервуары устанавливают па временные основания, сделанные из двух бревен, связанных поперечинами с подбивкой с боков грунтом.
Ограждение площадки, отведенной для временного нефтехранилища, может быть заменено одним опахиванием.
Передний фасад земельного участка плугом в две полосы шириной по 1,5 —2 м каждая и с промежутком между ними около 2 м.
Для нефтепродуктов, хранящихся в бочках и другой мелкой таре (бидонах, ящиках для солидола и т. п.), можно устраивать временную защиту в виде шалаша — палатки, полуземлянки и т. д. При низком уровне почвенной воды на возвышенном месте вырывают для тарного хранилища неглубокую короткую полутраншею и накрывают ее жердями, листами фанеры или другим материалом.
Для защиты траншеи от стекания дождевой воды вырытую из нее землю укладывают по краям сделанного углубления в виде небольшого утрамбованного вала. Кроме того, вокруг траншеи или, в зависимости от местных условий, перед входом (спуском) в хранилище вырывают неглубокую водоотводную канаву.
Иногда цистерна для горючего на тракторной тележке монтируется на помосте в виде ящика или козел, поставленных па раму тележки. При такой установке цистерны горючее можно отпускать самотеком. Цистерна подобного типа часто представляет собой комбинированное передвижное нефтехранилище, так как на тракторной тележке, кроме цистерны для горючего, устанавливают еще бочку для масла, а внутренность ящика, служащего помостом для цистерны, приспособлена для хранения бидонов с бензином, а также тары для солидола и заправочных принадлежностей.
Все бригадные нефтехранилища должны устраиваться с соблюдением противопожарных правил. Специально
утвержденных противопожарных разрывов для них еще не имеется, но они могут быть определены с учетом разрывов, утвержденных для небольших складов горючего и смазочных материалов.
При бригадных нефтехранилищах необходимо иметь простейшие средства тушения огня: ручные пенные огнетушители, ящики с сухим песком и противопожарный инструмент —лопаты, ведра, багры, топоры и пр.
Колхозные нефтехранилища
Колхозы, купившие у государства тракторы и сельскохозяйственные машины, должны иметь, как указывалось выше, небольшие склады для хранения горючего и смазочных материалов. Склады нефтепродуктов или нефтехранилища, организуемые многими колхозами при стапах производственных бригад, по своему устройству и оборудованию почти ничем не отличаются от бригадных нефтехранилищ совхозов. Но нефтехранилища, которые колхозы строят при своих усадьбах, имеют ряд особенностей. Наиболее существенным отличием приусадебных колхозных нефтехранилищ является то, что в них, помимо тракторного горючего, хранится бензин для автотранспорта, а также имеется специальное оборудование для заправки автомобилей.
Храпение в одном месте тракторного горючего, необходимого для обеспечения работы тракторов, базирующихся на колхозной усадьбе, и автомобильного бензина для колхозов выгодно, так как сокращает их затраты на строительство и оборудование соответствующих складов горючего.
Кроме того, это удобно в организационном отношении и дает возможность возложить обязанности по хранению всего горючего на усадьбе хозяйства и заправку автомобилей па одного работника.
Колхозные нефтехранилища, устраиваемые при усадьбе хозяйства, необходимо размещать рядом или вблизи от машинного двора. При выборе места для постройки нефтехранилища следует руководствоваться правилами, изложенными для выбора земельной площадки при устройстве бригадных нефтехранилищ. Нефтехранилище необходимо размещать на расстоянии не ближе 60 м от жилых зданий и других построек колхоза. Другие противопожарные разрывы для нефтехранилищ, организуемых при усадьбах колхозов, принимаются одинаковые с разрывами, рекомендованными для полевых бригадных нефтехранилищ.
Это нефтехранилище запроектировано в составе двух резервуаров емкостью но 3 или 5 м3 для дизельного топлива, одного резервуара емкостью 3 м3 для керосина и двух резервуаров емкостью по 3 или 5 м3 для бензина, а также сарая для масел. В зависимости от местных условий в состав резервуаров, устанавливаемых в нефтехранилище, могут быть внесены соответствующие изменения. Но при этом надо учитывать, что для хранения дизельного топлива следует устанавливать два резервуара, так как это облегчает проведение его отстоя. Прп наличии в хозяйстве более 10 —12 автомобилей желательно также иметь не менее двух резервуаров для хранения бензина, так как запас этого горючего в разное время года значительно колеблется, а хранение легкоиспаряющегося горючего в незаполненных резервуарах увеличивает его испарение.
Для заправки автомобилей бензином в представленном генплане предусмотрено использовать весовую заправочную будку. Использование для заправки колхозных автомобилей несовой будки предусмотрено по тем причинам, что ее устройство является очень простым и доступно для каждого колхоза. Кроме того, весовая будка облегчает правильный учет расходуемого бензина но весу —в килограммах. В целях возможного удешевления и ускорения строительства весовая будка, устраиваемая в колхозах, может быть построена упрощенного типа. От весовой заправочной будки, рекомендованной к постройке на нефтебазах, она отличается значительно более простым устройством помещения, в котором устраиваются весы с бочкой для бензина. Это помещение для его удешевления запроектировано типа полузакрытого навеса, сколоченного из деревянных досок. Кроме того, для подачи бензина в весовую будку, то есть для наполнения бочки, можно вместо специальной коммуникации использовать гибкий шланг, который присоединяется к концу подведенного внутрь будки трубопровода. При наливе бензина раздаточный наконечник указанного шланга вставляется в пробочное отверстие бочки. В нерабочем положении этот шланг подвешивается на внутренней стене будки на крючке.
Кроме несовой будки, предназначенной для заправки автомобилей бензином, в некоторых хозяйствах может оказаться целесообразным устраивать в нефтехранилищах такие же, но более высокие весовые будки для заправки тракторов дизельным топливом. Устройство таких будок значительно улучшит обслуживание тракторов, когда они выезжают на работу с машинного двора (после проведения сложного технического ухода или во время работы зимой). Другие устройства и оборудование колхозных нефтехранилищ, размещенных при населенных пунктах, могут быть одинаковыми с аналогичными устройствами описанных выше нефтехранилищ тракторных бригад.
В более крупных и Хозяйственно крепких колхозах, имеющих более значительный расход нефтепродуктов, нефтехранилища при населенных пунктах целесообразно строить по типу описанных глубинных вспомогательных нефтебаз. В таких более крупных нефтехранилищах для приемки и отпуска нефтепродуктов устраивают приемные и раздаточные стояки. Противопожарные разрывы и другие нормы противопожарной защиты более крупных колхозных нефтехранилищ должны быть одинаковыми с соответствующими нормами, установленными для нефтебаз.
Комментарий
Нет комментариев