Распределительный вал имеет кулачки, изготовленные с ним как одно целое. Размещение кулачков определяется расположением клапанов, заданными фазами газораспределения и порядком работы двигателя.
На форму и размеры распределительного вала влияют конструкция и число опорных шеек, крепление деталей привода и располагаемые на валу элементы привода некоторых агрегатов (топливных и масляных насосов, распределителя и др.). Число подшипников распределительного вала обычно равно числу коренных подшипников коленчатого вала.
При установке распределительного вала в блок-картере подшипники делают неразъемными. Вал вставляют с торца двигателя. В этом случае минимальный диаметр опорной шейки должен быть несколько больше двойного наибольшего радиуса кулачка. Диаметры опор должны последовательно уменьшаться, начиная с опоры со стороны шестерни привода.
Размещение распределительного вала в головке позволяет применять разъемные подшипники, которые изготовляются непосредственно в теле опорных стенок, если они отлиты из алюминиевого сплава. В этом случае диаметр опорных шеек несколько больше диаметра распределительного вала (чтобы опорные поверхности можно было шлифовать).
Вкладыши подшипников изготовляют из биметаллической ленты (баббит и сталь) в виде свернутой втулки, которую закладывают в гнездо и укрепляют в нем.
При нижней установке распределительного вала его подшипники смазываются маслом, поступающим по специальным каналам в перегородках картера двигателя самотеком или под давлением от масляного насоса. При верхнем расположении распределительного вала его часто делают пустотелым, используя внутреннюю полость для подвода смазки к подшипникам. В этом случае через отверстия в кулачках масло подается для смазки их и толкателей.
Нижний распределительный вал в осевом направлении фиксируют при помощи стального или бронзового упорного фланца 2, который крепят болтами к стенке блока цилиндров со стороны ведущей шестерни. С одной стороны в этот фланец упирается ступица шестерни 1, а с другой — торец распределительного вала 3. Необходимый осевой зазор создается с помощью дистанционной шайбы 4, устанавливаемой между ступицей шестерни и торцом распределительного вала. Толщина этой шайбы 4 должна быть больше толщины фланца на величину зазора.
В некоторых случаях распределительный вал с одной стороны фиксируют с помощью буртика или ступицы шестерни, а с другой — регулировочным болтом 5, ввинченным в крышку распределительных шестерен. Конец болта иногда упирается в каленую головку штифта 6, запрессованного в торец распределительного вала. Вместо регулировочного болта может быть установлен ползун с пружиной, обеспечивающей постоянное положение распределительного вала в осевом направлении.
Ориентировочно можно принять, что диаметр распределительного вала в автомобильных двигателях d= (0,15 — г — 0,20) D.
Комментарий
Нет комментариев