Коренные подшипники коленчатого вала расположены в нижней части передней и задней стенок, а также внутренних перегородках блок-картера. В автомобильных двигателях большей частью применяют подшипники скольжения. Коренные подшипники являются наиболее нагруженными деталями двигателя, определяющими его надежность и срок службы.
Крышки коренных подшипников делают съемными, а для обеспечения необходимой жесткости массивными, соребрениеми большими стыковыми поверхностями. Крышки подшипников крепятся болтами или шпильками. В случае изготовления блок-картера из алюминиевого сплава крышки крепятся шпильками. Иногда в зтом случае шпильки ввертывают в залитые в картер бронзовые втулки.
Правильная установка и фиксация крышек обычно достигается с помощью точно обработанных болтов 2 , направляющих пазов и установочных штифтов 1 или призонных втулок 3. Если плоскость разъема располагается ниже оси коленчатого вала, то крышки фиксируют, точно подгоняя их боковые плоскости к плоскостям блок-картера. Длина резьбы шпильки или болта зависит от материала картера. В чугунных картерах она равна (1,5н-2,0) с?, а в алюминиевых (2,0 — г — 2,5) d(где d— диаметр резьбы шпильки или болта).
Расстояние от оси шпилек до оси коленчатого вала выбирают возможно малым, чтобы уменьшить изгибающий момент, создаваемый силой давления газов. В существующих двигателях расстояние между осями шпилек крышки I= (1,0 -=-+ l,l)D.
Для обеспечения необходимой плотности посадки крышки подшипника без деформации крайних витков резьбы последнюю углубляют в тело блока цилиндров. С этой целью иногда у плоскости стыка увеличивают диаметр отверстиявкрышке подшипника.
В V-образных двигателях, особенно дизелях, крышки коренных подшипников дополнительно крепятся горизонтальными болтами 1 или шпильками,с помощью которых Крышка зажимается между боковыми опорными плоскостями, что увеличивает жесткость коренных подшипников.
В верхней части картера делают вдоль оси двигателя специальный прилив, в котором сверлят магистральный канал диаметром 10—14 мм. Ив этого канала масло подводится к коренным подшипникам и подшипникам распределительного валачерез дополнительные каналы диаметром 5—8 мм.
В расточку (гнездо) картера и крышки вкладыши коренных подшипников коленчатого вала устанавливают с натягом. Для чугунных гнезд при наружном диаметре вкладыша 60—110 мм натяг не превышает 0,06—0,08 мм, при алюминиевых гнездах натяг несколько увеличивают. Вкладыши разрезные — состоят из двух половин (верхней и нижней). По конструкции вкладыши делятся на тонкостенные (1,5—3 мм) и толстостенные (4— 6 мм).
Вкладыши для коренных подшипников автомобильных двигателей изготовляют из низкоуглеродистых сталей. Радиальная толщина тонкостенных стальных вкладышей карбюраторных двигателей составляет (0,03 -*- 0,04) йкш (где йкш — диаметр коренной шейки вала) при толщине слоя антифрикционного материала около 0,2—0,5 мм. В дизелях толщина вкладыша равна (0,045 — 5 — 0,05) dKutпри толщине заливки 0,3—0,7 мм.
В качестве антифрикционного материала в карбюраторных двигателях применяются баббиты (Б-83, Б-89 и др.) или специальный антифрикционный сплав СОС 6-6 (в двигателях ЗИЛ). Этот сплав (6% сурьмы, 6% олова, остальное свинец) наносят на стальную ленту, предварительно покрытую медноникелевым подслоем.
Сплав СОС 6-6 по своим антифрикционным свойствам, усталостной прочности, сопротивляемости усталостному выкрашиванию, прирабаты-ваемости и способности поглощать абразивные частицы значительно превосходит баббит. При применении этого сплава износ шеек коленчатого вала снижается на 15—20%.
Упорно-опорные вкладыши делают с заплечиками, залитыми антифрикционным сплавом .
Комментарий
Нет комментариев