Основными транспортно-эксплуатационными характеристиками автомобильных дорог являются: расчетная скорость, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей, пропускная способность и показатели безопасности движения.
Расчетная скорость — наибольшая скорость, с которой может двигаться одиночный легковой автомобиль при нормальном состоянии дороги в наиболее стесненных местах. По расчетной скорости определяют геометрические элементы дороги. К стесненным участкам относят участки на подъемах и в местах с ограниченной видимостью. Расчетную скорость устанавливают в зависимости от технической категории дороги.
Расчетная нагрузка — наибольшая нагрузка, которую должны выдержать дорога и искусственные сооружения при движении по ним транспортных средств. Она характеризуется классом нагрузки, обозначаемым буквой Н, соответствующей цифрой, показывающей массу автомобилей (в тоннах), находящихся в колонне (Н-10, Н-15, Н-25). Класс нагрузки устанавливается в зависимости от технической категории дороги и долговечности искусственного сооружения (моста, путепровода, дорожной одежды).
Габарит моста или тоннеля — контур пространства, внутрь которого не должны вдаваться никакие элементы конструкции. Соблюдение габаритов обеспечивает беспрепятственный пропуск транспортных средств и пешеходов. Габарит по ширине обозначают буквой Г и числом, соответствующим ширине (в метрах) проезжей части (Г-7, Г-10). Ширину габарита принимают с учетом категории дороги, длины моста и его долговечности.
Пропускная способность— наибольшее количество транспортных средств, которые могут пройти по дороге за 1 ч. Она зависит от числа полос и скорости движения.
Приведенные характеристики являются расчетными и служат для оценки возможностей дороги.
Режим эксплуатации дороги и ее эксплуатационные показатели характеризуются транспортно-эксплуатационными параметрами: объемом перевозок — массой груза (в тоннах) или количеством пассажиров, перевозимых за год; годовым грузооборотом; грузонапряженностью—массой груза (в тоннах), провозимого в определенный промежуток времени (сутки, год); интенсивностью движения — количеством транспортных средств, проезжающих в данный промежуток времени (час, сутки); коэффициентом аварийности — отношением числа дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги к их числу за тот же промежуток времени на эталонном (благоприятном) участке дороги.
Безопасность элементов дороги в процессе эксплуатации может быть также оценена экспериментально: коэффициент безопасности находится как отношение экспериментально найденных средних скоростей движения на оцениваемом элементе дороги и при подъезде к нему.
А.И.Гришкевич — Автомобили. Теория.
Комментарий
Нет комментариев