Все знают, как приятно холодным зимним вечером вспоминать яркие приключения прошедшего лета. Нам подобные занятия ну очень нравятся. Но Андрей КОЛТУН решил поступить наоборот: в нынешнюю жару рассказать о февральском путешествии по нефтяным месторождениям Башкирии.
Традиционные зимние развлечения — поездки по горнолыжным курортам или познавательные туры по незнакомым городам. Но этой зимой мы побывали там, где много снега, да и горки найдутся, — и вовсе не для того, чтобы кататься. Оказались в Уфе, но совсем не ради ее достопримечательностей: в столице Башкирии нас интересовал исключительно местный НПЗ.
Целью нашей поездки была нефть и все, что с этой жидкостью связано: места добычи, заводы по переработке. Ну да, не совсем обычный вид программы, зато очень патриотичный.
И транспорт мы подобрали пусть и не отечественный, но вполне соответствующий нашим задачам. Нефтяники, как известно, люди суровые и очень уважают серьезные внедорожные машины. В нашей экспедиции были как раз такие — Mitsubishi Pajero, Pajero Sport и пикап L200. Эти, возможно не самые оптимальные для тесных городских улиц, автомобили оказались надежными и умелыми помощниками на дорогах Приволжья. Тяги для обгонов достаточно. Врубил постоянный полный привод — и катишь, не обращая особого внимания на ямы и ухабы. Подвеске это нипочем, да и в салонах не ощущается жесткой тряски. Даже в утилитарном пикапе комфортно.
На старт, внимание…
За окном — заснеженные степи и сопки. И на них — где небольшими группами, где поодиночке — нефтяные вышки и насосы.
Нефть в Башкирии знают давно. Уже более 250 лет здесь пытаются извлекать из этой горючей жидкости пользу. Еще в 1753 году башкирский волостной старшина Надыр Уразметов обратился в Берг-коллегию — тогдашнее министерство по горам и ископаемым ресурсам — за разрешением на строительство перегонного завода и торговлю полученными нефтепродуктами. Да-да, уже в XVIII веке люди пользовались для освещения горелками со светильным газом, который получали не только из каменного угля, но и из нефти. Высочайшие инстанции дали Уразметову добро. Однако дальше этого дело не двинулось.
Первым же реально действующим в Башкирии предприятием нефтяной промышленности стал образованный в 1929 году государственный трест «Уралнефть». А строительство Уфимского НПЗ началось только после открытия Ишимбайского месторождения. Пробуренная в 1932 году мастером Коровиным скважина №702 давала в сутки около 20 т нефти. А уже в июне 1938 года на заводе были получены из ишимбайской нефти первые тонны прямогонного бензина. Сегодня установки «Башнефть-УНПЗ» производят до 7,5 млн т нефтепродуктов в год. Количество огромное, но не рекордное.
А вот расположенное на западе Башкортостана Туймазинское месторождение — рекордсмен без всяких скидок. Оно входит в пятерку уникальных и самых крупных по запасам нефти месторождений в мире.
До находящихся на глубине 1700 м залежей девонской нефти в Туймазинском районе добрался Михаил Васильевич Мальцев. Это случилось во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. За одни лишь сутки скважина №100 дала 250 т нефти. Причем она была такой чистоты, что без какой-либо дополнительной обработки могла служить топливом для танковых дизельных двигателей. Туймазинское месторождение знаменито еще и тем, что здесь впервые в стране с самого начала разработки продуктивных пластов было запроектировано и применено их заводнение, то есть выдавливание нефти водой. Сегодня это самый распространенный способ добычи.
Как говорят специалисты из компании «Башнефть», при нынешних темпах разработки запасов башкирской нефти хватит минимум лет на сорок. Так что, если и вы хотите взглянуть, как черное золото извлекают из глубоких недр на свет божий, время еще есть.
Комментарий
Нет комментариев