Коленчатый вал — чугунный, литой, трехопор-ный. Предусмотрена возможность перешлифовки шеек коленчатого вала при ремонте с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75; и 1 мм.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными сталеалюминиевыми полукольцами. Они вставляются в гнезда блока цилиндров по обе стороны среднего коренного подшипника. Полукольца изготавливают двух размеров — нормального и увеличенного по толщине на 0,127 мм.
Вкладыши подшипников коленчатого вала — тонкостенные, сталеалюминиевые. Вкладыши коренных подшипников с канавкой на внутренней поверхности. Шатунные вкладыши —- без канавки.
Ремонтные вкладыши изготавливают увеличен-
ной толщины под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25; 0,5; 0,75 и 1 мм.
Маховик — чугунный, литой, с напрессованным стальным зубчатым ободом для пуска двигателя стартером. Маховик центрируется цилиндрическим выступом на фланце коленчатого вала и фиксируется в определенном положении установочной втулкой.
Уравновешивающие валы установлены в блоке цилиндров на двух шариковых подшипниках и приводятся во вращение от шестерни коленчатого вала.
Уравновешивающие валы, а также коленчатый вал, маховик и шкив коленчатого вала подвергаются индивидуальной динамической балансировке для получения у каждой из этих деталей остаточного дисбаланса определенной величины. Все эти детали взаимозаменяемы.
Проверка технического состояния и ремонт
Коленчатый вал. Осмотрите коленчатый вал. Трещины в любом месте коленчатого вала не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Установите коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы (рис. 2-40) и проверьте индикатором биение:
средней коренной шейки и посадочной поверхности под ведущую шестерню масляного насоса (не более 0,03 мм);
посадочной поверхности под маховик (не более 0,04 мм);
посадочных поверхностей под шкивы, шестерню и поверхностей, сопрягающихся с сальниками (не более 0,05 мм).
Шейки следует шлифовать, если после установки новых вкладышей зазор в какой-либо коренной опоре превышает 0,11 мм и в шатунном подшипнике 0,10 мм, а также, если овальность коренных и шатунных шеек достигла 0,03 мм или на них появились задиры и риски. Шлифуйте шейки с уменьшением диаметра до ближайшего ремонтного размера (см. рис. 2-39). Расстояние между осями шатунных и коренных шеек должно составлять в пределах 35,45-35,53 мм. При шлифовании выдерживайте размеры галтелей шеек, которые указаны на рис. 2-39 для нормальных размеров коленчатого вала. Овальность и конусность коренных и шатунных шеек после шлифования должна быть не более 0,005 мм.
Смещение осей шатунных щеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, после шлифования должно быть в пределах +0,35 мм (см. рис. 2-40). Для проверки установите вал крайними коренными шейками на призмы и выставьте вал так, чтобы ось шатунной шейки первого цилиндра находилась в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек
Затем индикатором проверьте смещение в вертикальном направлении шатунной шейки 2-го цилиндра относительно шатунной шейки 1-го цилиндра.
Прошлифовав шейки, отполируйте их с помощью алмазной пасты или пасты ГОИ.
После шлифования и последующей доводки ше-
ек удалите заглушки масляных каналов, а затем обработайте гнезда заглушек фрезой А.94016/10, надетой на шпиндель А.94016. Тщательно промойте коленчатый вал и его каналы для удаления остатков абразива и продуйте сжатым воздухом. Оправкой А. 86-ОЮ запрессуйте новые заглушки, предварительно смазав герметиком УГ-6 гнезда заглушек. Зачеканьте каждую заглушку в трех точках кернером.
На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например, К 0,25; Ш 0,50).
Вкладыши. На вкладышах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках, или отслоениях замените вкладыши новыми.
Зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала проверяют расчетом (промерив детали). Удобно для проверки зазора пользоваться калиброванной пластмассовой проволокой. В этом случае метод проверки следующий:
тщательно очистите рабочие поверхности вкладышей, соответствующей шейки и положите отрезок пластмассовой проволоки на ее поверхность;
|
|
установите на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника (в зависимости от вида проверяемой шейки) и затяните гайки или болты ;
снимите крышку и по нанесенной на упаковке шкале (по ширине сплющенной проволоки) определите величину зазора.
Номинальный расчетный зазор составляет 0,02-0,07 мм для шатунных и 0,026-0,073 мм для коренных шеек. Если зазор меньше предельного (0,1 мм для шатунных и 0,11 мм для коренных шеек) — можно снова использовать эти вкладыши.
При зазорах больше предельного замените вкладыши новыми.
Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши заменяют ремонтными (увеличенной толщины).
Упорные полукольца. Так же, как и на вкладышах, на полукольцах нельзя производить никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоениях заменяйте полукольца новыми.
Полукольца заменяют, если осевой зазор коленчатого вала превышает максимально допустимый —0,35 мм.
Новые полукольца подбирают номинальной толщины или увеличенной на 0,127 мм, чтобы получить осевой зазор в пределах 0,06-0,26 мм.
Осевой зазор коленчатого вала проверяется с помощью индикатора, как описано в главе 2.3.
Маховик. Проверьте состояние зубчатого венца и в случае повреждения зубьев — замените маховик. Если маховик на поверхности 3 имеет цвета побежалости, необходимо проверить натяг обода на маховике. Обод не должен проворачиваться при приложении крутящего момента 590 Н • м (60 кгс • м) или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).
На поверхности 1 маховика, прилегающей к фланцу коленчатого вала, и на поверхности 3 под ведомый диск сцепления не допускаются царапины и задиры. Допуск неплоскостности поверхности 3 — 0,05 мм. Царапины и задиры на поверхности 3 удалите проточкой, снимая слой металла толщиной не более 1 мм. При этом проточите и поверхность 2, не затрагивая зубчатый обод и выдерживая размер 0,5+0,1 мм. При проточке необходимо обеспечить параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1. Допуск непараллельности не более 0,1 мм.
Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, и проверьте биение плоскостей 2 и 3. В местах, указанных стрелками на рис. 2-42, индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.
Уравновешивающие валы и шестерни. Уравновешивающий вал для замены изношенных подшипников демонтируйте в следующем порядке:
снимите упорное полукольцо 1 , отвернув болты крепления;
с помощью технологического стержня выпрессуйте вал до выхода переднего подшипника 2 из гнезда блока цилиндров;
снимите
Комментарий
Нет комментариев