ЭТО УЖЕ ШЕСТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АФРИКУ КОМАНДЫ БРАТЬЕВ СЕРГЕЯ И АЛЕКСАНДРА СИНЕЛЬНИКОВ. ОДНАКО ЧЕРНЫЙ КОНТИНЕНТ НАСТОЛЬКО МНОГООБРАЗЕН, ЧТО НИКАКОЙ ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ТУТ ГАРАНТОМ ЛЕГКИХ ДОРОГ И БЫСТРОГО УСПЕХА. МАРШРУТ ЭТОГО ГОДА ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ ОКОЛО 10 ООО КМ ПРОЛЕГАЛ ЧЕРЕЗ МАРОККО, ЗАПАДНУЮ САХАРУ, МАВРИТАНИЮ, СЕНЕГАЛ, МАЛИ И KOT-Д’ИВУАР. ЕСТЬ О ЧЕМ ВСПОМНИТЬ И РАССКАЗАТЬ…
После предыдущих глобальных мотоэкспедиции, а они были исключительно на «Уралах» и «Ижах», у братьев Синельников осталась стойкая психологическая усталость от круглосуточной многомесячной борьбы с техникой. По этому поводу Саша на одной из пресс-конференций даже высказал сентенцию, что «с таким же успехом можно было бы протащить на себе по Африке холодильник «Бирюса»». Африканцы и африканки будут оглядываться на любой аппарат, конечно, испытывая зависть и ненависть к «этим богатым белым», но хотелось бы действительно чего-то более комфортного и удобного, чем отечественные «монстры». В то же время не было никакого желания связываться с технически сложными и дорогими фирменными «немцами» или «японцами»…
КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ
Когда мы изучали рынок, в наше поле зрения попали мотовездеходы CFMOTO китайского производства. Логично, что из всей линейки заинтересовали самые мощные и современные модели. Сергей Синельник тут же начал собирать впечатления, отзывы и советы их владельцев. Покатался на этой технике по Подмосковью. А когда выбор был сделан, то инженер-механик проекта Сергей Муравицкий занялся неторопливой и вдумчивой разборкой-переборкой двух CFMOTO Z8, готовя их к выходу на маршрут. Кто-то пытался подгонять этот процесс, но в таких делах существует железное правило, даже закон, о котором в свое время еще писал великий русский путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев: «Сколько времени будет длиться сама экспедиция, столько же нужно, чтобы ее подготовить». (Понятно, что речь идет не о замысле проекта, который может зреть годами.) И эту «формулу» нарушать нельзя. Так и у нас: из-за требования досконально изучить новые аппараты старт постоянно отодвигался и откладывался, пока не настал март. Дальше смещать сроки было нельзя, поскольку уже в мае Африка может испепелить своей жарой.
ПОЕХАЛИ!
Официальный старт экспедиции «Вглубь Африки: испытание — 2015» состоялся в московском автомотоклубе «Гризли» б марта 2015. Мотовездеходы погрузились в фуру и ушли в путь до границы с ЕС. В Бресте к проекту подключилась белорусская группа,которая организовала доставку багги по Европе на открытой платформе-прицепе, провезя их за неделю на 4500 км по шести европейским странам до Гибралтара. Далее была переброска на африканский континент паромом из порта Альхесирас в Танжер Мед — это испанский анклав Сеута в Марокко.
Всего стартовый вес экспедиционных грузов составил более 1.5 тонн, и это без учета запасов воды и продовольствия, закупка которых планировалась по ходу движения уже в Африке. Из Москвы с собой из съестного взяли только сублиматы (первые и вторые блюда, все каши и сливочное масло — порядка 1000 пакетиков), которые, как показывает опыт, часто бывают востребованы, когда «живой» еды нет, а питаться чем-то надо.
Плановая нитка маршрута по Африке прокладывалась с севера на юг. От Средиземноморского побережья Марокко с привычным нам легким климатом и постепенным углублением в жару и сухость — в районы, далекие от цивилизации. Достаточно развитая трасса № 1 («Западная Африка») — это хороший асфальт, где можно гнать и гнать. Справа Атлантический океан. Он то приближается, так что едешь у воды по обрывам, то удаляется на несколько десятков километров. Здесь худо-бедно всегда можно найти топливо и некое подобие закусочных. Но ехать по «федералке» неинтересно, потому покинув Сеут, экспедиция вскоре ушла на второстепенные дорожки, насыщенные провинциальной экзотикой. Первой целью стал Рабат — столица Марокко.
В Рабате в состав команды влились сразу пять путешественников, среди которых старые знакомые по прошлым морским походам на ладье «Русич» Вячеслав Шкода и Игорь Быченко. А также тюменский мотогонщик Александр Беляев, в паре с ним на одном из багги поехал главный эксперт проекта Андрей Гаврилов. Второй машиной управлял руководитель экспедиции Сергей Синель-ник. Автомобиль сопровождения взял на себя Александр Скаковец, ну а запечатлевать все происходящее на фото и видео был призван автор этих строк.
24 марта, ближе к ночи и в дождь с холодным ветром, наш караван выбрался из столичных закоулков и взял курс на юг, на Марракеш…
НОЧНЫЕ ШОРОХИ
Миновав Роммани, мы сместились немного к западу до Сиди-Бетташ, после которого опять повернули на юг, оказавшись на такой неухоженной тропе, что впору было бы вернуться. Однако возвращаться было уже нерационально, да и опустившаяся ночная мгла, скрывшая большинство изъянов дороги, добавляла романтики. Водители лишь шестым чувством угадывали, что справа или слева от них зияют горные пропасти, а потом сетовали, что пропускаем такую красоту без съемок. В период подготовки технари клуба «Гризли» настоятельно рекомендовали оснастить машины полным комплектом дополнительного светодиодного освещения, утверждая, что штатного будет недостаточно. Поначалу мы скептически отнеслись к таким советам, так как в пути у пилотов происходит психофизиологическое привыкание к своему штатному свету и проблем с восприятием окружающего пространства обычно не возникает. Но поездив в ночи, из которой то и дело возникали совершенно непривычные объекты — то пальмы, то кактусы, то ослы или козы (пасущиеся даже ночью), поняли, как заблуждались на этот счет и не раз вспоминали ребят из сервиса добрым словом.
Вообще-то ночные спецучастки обычно не приветствуются, но как бы ни планировался дневной перегон, а все равно часто до намеченной точки засветло не успеваешь. Вот и приходится в поисках места для бивуака колесить уже в темноте. Да и непрошеных гостей хотелось избежать, дабы обезопасить себя и технику, для чего старались на ночь забраться подальше от селений и от палаток кочевников. Впрочем, реально оценить пользу от таких «пряток» сложно. Местные жители знают свои края, как мы собственную квартиру, и пастухи все равно появлялись почти каждое утро возле нашего лагеря. И не потому, что стадо сюда забрело, а из чистого любопытства: «А кто это к нам в гости пожаловал?»
НЕ ПЕЙ ИЗ КОПЫТЦА…
В 40-дневном путешествии по Африке важно сохранить здоровье и силы его участников для полноценной работы на маршруте: движение по 10-12 часов в день, обслуживание техники, фото- и киносъемка. Физические нагрузки на команду выпадают серьезные. Плюс постоянное эмоциональное напряжение от всего нового и необычного вокруг, переполняющее через край. Понятно, что в таких условиях бытовые вопросы отдыха и питания становятся весьма важными.
Обычно мы ночевали в палаточных лагерях, лишь изредка останавливаясь в гостиницах, когда надо было помыться и постираться. Соответственно, и еду на стоянках готовили себе сами, а днем по возможности обедали в придорожных кафе, если они были. Разница между странами в этом плане, конечно, существенная: более-менее цивильные Марокко и Сенегал и совершенно «дикий» общепит Мавритании и Мали. Кафе эти, кстати, могут называться даже «ресторанами», судя по вывескам. Этакий фанерный вагончик или «загончик» под кривой крышей из ржавого кровельного железа. Понятно, наверное, какое там меню. Хотя иногда встречались и вполне сносные «столовки», где было достаточно чисто, а в ассортименте присутствовали мясо, овощи, рыба, хлеб, напитки.
Однако, если честно, то наш санэпидемнадзор закрыл бы все эти пищевые заведения, даже самые чистые, в один миг и навсегда. Но ведь, с другой стороны, люди-то в них как-то питаются и радуются жизни, несмотря на антисанитарную (с нашей точки зрения) обстановку. Потому правильнее будет сделать вывод, что «не все так просто в мире этом»… И жуткая жара, и мухи, и пылища, и недостаток воды, и отсутствие крепкого алкоголя, для хоть какой-то дезинфекции — все налицо. А люди все ж таки там едят, живут и не валятся замертво… И поэтому, когда вам в таком кафе будут протирать стол грязной тряпкой, смахивая крошки в корзинку, в которой затем подадут хлеб, не удивляйтесь. И не спешите сделать замечание официанту — это от чистого сердца! Главное, в своей команде потом не переругаться: один согласен питаться в такой забегаловке, а другой брезгует. Хорошо, что в нынешней команде народ подобрался опытный, терпеливый и терпимый к невзгодам походной жизни.
Однажды случилось нам целый день искать горячую еду. И вроде бы уже несколько городков проехали, и кафе всяких встретили на пути достаточно — не в глуши дело было. Но вот еды горячей нигде нет! Ничего не готовится и не дымится… Просим сварить что-нибудь, пожарить — отказываются! Что за напасть? Лишь позже выяснилось, что это был постный день у мусульман. Пришлось и нам с ними попоститься…
СПОКОЙНОЙ НОЧИ, МСЬЕ
Продолжая бытовую тему экспедиции, нельзя не сказать несколько слов и об африканских гостиницах. Останавливались мы в них нечасто, но впечатлений получили сполна. То, что в том мире можно и нужно торговаться, — это само собой. Но чаще всего оказывалось, что выигрыш мизерный: будешь переходить от номера к номеру, а получишь такой, что лучше бы сразу остался в первом предложенном. Хозяин прекрасно знает всю подноготную своих «хоромов» и, снижая цену, тут же «отыгрывается», предоставляя вам худшие условия. Выигрыш возможен, только если вы снимаете на команду весь домик или все апартаменты в целом.
И будьте готовы, что вам дадут несвежие простыни, постельное белье будет в некомплекте, а полотенец на всех не хватит. В ванной комнате ни мыла, ни шампуня, а в туалете не окажется бумаги… И хорошо, если будет вода. Попытки спросить хозяина о том, что входит в цену проживания, ни к чему не приведут. Несвежие простыни тут не считаются признаком некачественного обслуживания, и вам долго и настойчиво будут объяснять, что они «самые-самые свежайшие»… Привыкайте. Это Африка.
И само собой, ночью в гостинице будет холоднее или душнее, чем в палатке. Так случилось, к примеру, в горах Атлас, на серпантинах под пиком Тубкаль. Уже в темноте наткнулись на указатель, обещающий «уютный домашний отдых». Пришлось завернуть, так как других вариантов ночлега не предвиделось. Хозяин гостиницы просто обалдел от счастья, когда к нему в несезон, на ночь глядя, заявилась «толпа» русских, которые потребовали и номера, и ужин с завтраком, и отдельный гараж для своего транспорта. Это ж сколько сразу денег! Вот только топить в номерах хозяин естественно не собирался, потому как скоро лето, да и топить на одну ночь — бред какой-то. В итоге кто не взял дополнительных одеял или не принес свои спальник, не мог согреться до утра.
Вторая крайность в провинциальных африканских гостиницах — жара! После знойного дня в Сахаре (плюс 45 градусов в тени) замкнутый номер удовольствие вряд ли доставит — кондиционеров нет. Открывать же дверь и окна нельзя — насекомые съедят! Под потолком висит вентилятор, но дико древний и издающий какофонию механических звуков, от которых невозможно заснуть. И ведь выключить его тоже нельзя — он создает хоть какой-то дуновение воздуха, иначе вообще конец. Более-менее приемлемой для жизни температура в помещении становится к 2-3 часам ночи. Едва забудешься, как в половине шестого раздается утренняя молитва муллы, несущаяся из мощных громкоговорителей, которые повсюду. Вот и отдохнули. Нет, уж лучше ночевать в палатках…
ХВАТАЙ И БЕГИ!
Отправляясь в Африку, приготовьтесь раздавать милостыню. Просят везде. И тут каждый сам для себя решает, подавать, кому и что, или не подавать и как это тактично сделать. Некоторые с апломбом заявляют, мол, «всю Африку не накормишь», но все равно подают. Другие устраивают из процесса некое представление, снимая на камеру, как дети бросаются к нему, галдят и толкаются. Третьи выкручиваются по ситуации. Сложность еще и в том, что белые туристы, а тем более на такой помпезной технике, уклеенной красочной рекламой, воспринимаются африканцами как непременно богатые люди. И они запросто могут бросать доллары пачками в руки подбегающих детей. Других мыслей им в головы не приходит… Вот такой, например, разговор у меня состоялся в центре Сахары:
— Мсье, вам нравится наша страна?
— Конечно! — что тут еще ответить…
— А вам нравятся эти прекрасные дети, бегающие вокруг?
— Очень! (Как иначе можно оценить детей — этих ангелов жизни…)
— Тогда почему вы не даете им денег?
Тупик. Взрыв мозга. Ответа на этот вопрос нет. Попытки философского обоснования своего менталитета даже со знанием языка не помогут.
И еще один важный момент. Будьте всегда внимательны, чтобы отличить подбегающих за подаянием детей от попытки массового ограбления вас — и такое бывает! Система у воришек отработана четко: вас облепляет два десятка просящих «каду» детей разного возраста, среди которых есть «координатор». Он подает команду «Хватай!» на незнакомом для вас языке и одновременно со всех сторон множество рук хватают что попадется: вещи, одежду, аппаратуру, залезают в карманы. Пока вы попытаетесь отбиться от одного-двух наглецов, остальные мигом разлетаются в стороны с добычей. Ищи теперь ветра в поле. Полиция бессильна — ловить детей по селу попросту смешно.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО
Как в далекой сибирской деревушке, так и в забытом богом сахарском поселении (несколько убогих мазанок или шатров посреди бесконечных песков) — везде есть больные, старые и немощные. Приезжаешь туда, и к тебе сразу обращаются за медицинской помощью. В Сибири, понятно, спрашивают, о наличии в команде врача. А в африканской глухомани у жителей некое наивное убеждение, что все без исключения белые люди — крепкие и здоровые. Поводом тому служат реклама в телевизоре, да и сами путешественники — раз уж они сюда добрались, значит, не больные. И здоровье это, уверены туземцы, идет от таблеток, которые есть у всех белых людей. И с этой верой они готовы бросаться под колеса вездеходов. Один раз привели под руки слепого старика — вылечите его, говорят… Таблетки просят даже военные на постах, а это уже не бедняки в песках Сахары. Один офицер приподнял гимнастерку, показал рану на пояснице и следы от операции на позвоночнике. Выглядел он очень плохо: впалые глаза, синюшные покровы, худоба. Выдали ему анальгин — а что еще можно дать такому серьезно больному человеку?
Просили таблеток и в семействе мавров, у которых мы были в шатре. Прозябает та семья вблизи линии железной дороги Зуерат — Нуади-бу — гордости мавританской экономики. Приглашение в гости поступило от главы рода, которого звали Ади. Оно было с двумя целями: от любопытства, но главное — из-за таблеток. «Угостили» радушного хозяина пачкой анальгина. Он просит еще, показывая на свои черные истонченные зубы. Болят! Кстати, такие же зубы у большинства местных в этих краях. Да и как же им быть другими, когда тут традиционно пьют наисладчайший чай. Его держат над газом, на грани кипения, и переливают из стакана в стакан, пытаясь растворить пять-шесть кусочков сахара в ста граммах воды. За день они выпивают, как рассказывал один мар-роканец, и по семь стаканчиков этой «сладости». То есть, как минимум, 35 кусочков сахара. Объясняешь Ади, почему у него болят зубы — не понимает! Деды его такой чай пили и прадеды тоже-После гостевания в семье того пустынника и появилась мысль раздавать местным жителям и просящим милостыню детям витамины. Их у нас много разных в аптечке, всех групп, и микроэлементы есть. И польза реальная будет, и детям вкусно. Советуем всем последующим экспедициям, кто собирается в африканскую глубинку: берите с собой побольше витаминов, а для детей «аскорбинку»: такие большие таблетищи — самый лучший гостинец!
ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАССАМ
Готовя маршрут экспедиции «Вглубь Африки: испытание — 2015» мы запланировали проехать на мотовездеходах CFMOTO Z8 по трассам ралли «Париж — Дакар» прежних лет. В 80-90-х годах они как раз проводились по бездорожью Марокко, Западной Сахары и Мавритании. Используя старые карты раллийных этапов, мы решили пройти там, где мчались на своих подготовленных машинах и мотоциклах опытные гонщики разных стран. Во-первых, было интересно просто посмотреть, что это за трассы, какие там ландшафты, препятствия и сложности. А во-вторых, конечно же, попытаться преодолеть их на своей максимальной скорости и сравнить результаты. То, что мы проиграем в этой заочной исторической гонке, было очевидно, но… попробовать очень хотелось!
Конечно, наши багги были изначально сильно перегружены. Еще до старта механик проекта Сергей Мура-вицкий мучился дилеммами. Как найти более-менее оптимальное соотношение между возможностями мотовездеходов и их грузоподъемностью? Сколько нужно и можно вести с собой запчастей, воды-еды-топлива, необходимых для максимальной автономности в дикой глуши? А если понадобится серьезный ремонт, что для этого реально нужно? Были проведены многочисленные консультации с владельцами таких же машин, изучен опыт пилотов, которые регулярно участвуют на них в соревнованиях. Много общались с ремонтниками-мастерами, которые восстанавливают технику после «покатушек», анализировали, что ломается чаще, что ломается первым, какие узлы слабее всего… В результате получился длинный-длинный список запчастей. Но взять с собой все было абсолютно нереально! Даже если ехать на трех багги.
Сокращение того перечня было мучительным, и на старт мы вышли с капитальными запасами запчастей по 50 кг на каждый квадрик. И это без учета запасных покрышек и дисков. Машины просели, хотя амортизаторы были отрегулированы на максимальную высоту. В спокойном состоянии просвет от защиты днища до грунта был всего 25 см. Какие уж тут гонки по «дакаровским» трассам. Э-э-х! Если бы мы знали, что 90 процентов из всего этого умопомрачительного количества не понадобится, то «летали бы» по Африке! Но как гласит народная мудрость: «Знал бы где упасть — соломки бы подстелил». И вперед не заглянешь, без машины времени. Так что все эти запчасти покатались по пустыням и вернулись обратно домой. Они прилично перегружали подвеску, но зато позволили и оценить возможности маневрирования аппаратов с высоким положением общего центра тяжести. В том числе на жутких горных серпантинах. Для приобретения такого ценного опыта как раз и проводятся испытательные экспедиции.
Всего же мы прошли три участка ралли «Париж — Дакар». Интересно узнать результаты? Пожалуйста! Если брать не лидеров гонки, а ориентироваться на конец первой десятки финишных протоколов, то наше время оказалось в два раза хуже. Не удивительно. Но зато впечатлений от этих заочных гонок получили море. Труды стоили того!
ЕЩЕ РАЗ О ЖЕЛЕЗЕ
Отправляясь в путешествие, мы получили мотовездеходы CFMOTO Z8 необкатанными. Даже залитое на заводе обкаточное масло было решено оставить до первого ТО. Соблюдались все рекомендованные изготовителем режимы. Первые 750 км обкатки пришлись на приличные дорожные условия по северу Марокко.
После обкатки первая замена масла была при пробеге 2800 км. Повезло с «сервисом» — нашли заброшенный гараж с ямой и даже с емкостью для сбора «отработки». Следующие обслуживания были через 3000 км в Мавритании, а затем в Кот-д’Ивуар. На всякий случай поменяли масло и в редукторах. А вот промывка воздушных многоразовых фильтров была через каждые 1500 км, от штатных же фильтров отказались.
Удивительно, что совсем не понадобились запасные тормозные колодки (зачем везли, спрашивается). При езде по бездорожью тормозами практически не пользовались: аппарат вязнет, упирается, сбрасываешь газ — он сам останавливается.
На 10 000 африканских километров пришлось всего три прокола покрышек. Причем дважды в Мавритании, на трассе железной дороги Зуерат — Нуадибу. Обходя вязкие песчаные места, пришлось неоднократно подниматься на железнодорожную насыпь и ехать по шпалам, а то и по рельсам. Там и «поймали» пару раз торчащие железяки. Один из порезов был 5 см, самим такой не залатать. Местный умелец в городке Атар заделал дырку и запросил астрономическую сумму в 35 евро. Как в центре Парижа. Торговался с ним сам Сергей Муравицкий, как мастер с мастером, и сумма сразу упала в пять раз. Заплатка из каблука прошла еще 2000 км — и на том спасибо.
Случалось в скачках по каменистым ландшафтам отходили клеммы в электросистеме: подтянули и побежали дальше. Поменяли разок свечи, и то ради профилактики, на всякий случай. С той же целью один раз заменили высоковольтник.
Особый интерес и внимание у нашего инженера-механика было к вариаторам вездеходов — узел ответственный и сложный. Фильтрами охлаждения вариаторов занимались регулярно — это понятно, но после 5000 км Сергей Муравицкий не выдержал и решил почистить внутренности от накопившейся пыли и заменить ремень. Полная разгрузка багги, снятие крышки мотора и вариатора — это была целая эпопея. Каково же было изумление, когда все увидели шкив и ремень в идеальном состоянии. Минимальный износ и весьма незначительное количество пыли. Даже менять ничего не нужно, промывка и еще поезжай 10 000 км до следующего обслуживания. Вариатор второй машины уж и не трогали — и так ясно, что все хорошо.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Так уж устроен человек, что когда он достигает какого-то значимого рубежа, то сразу начинает думать о следующем этапе своей жизни. А уж путешественники — мечтатели и романтики те еще! Во время экспедиции «Вглубь Африки: испытание — 2015» оценивались возможности использования багги CFMOTO для трансглобальных проектов. И в наших планах зреет ни много ни мало, а кругосветка на таких машинах. В том числе и с выходом в Заполярье. Есть уже в стране умельцы, кто оборудует такую техники закрытыми теплыми кабинами, так что холод не помеха.
Если отказаться от автомобиля сопровождения, то для дальних путешествий даже такого уровня, как наш нынешний африканский маршрут, понадобятся прицепы. Но как поведет себя мотовездеход на экстремальном маршруте с нагруженным прицепом? Справится ли? Это мы планируем проверить в скором времени.
А самое интересное — это мечта Сергея и Александра Синельников — дальние семейные путешествия с детьми. Здесь вопросов очень много, и технических, и организационно-бытовых. Предполагается, что для детей будет организовано дистанционное обучение в пути. Серьезного опыта такого рода в мире пока нет — будем первопроходцами. А иначе не интересно!
Комментарий
Нет комментариев