Крутящий момент, развиваемый двигателем при установившемся режиме, равен суммарному моменту сопротивлений движению автомобиля. При эксплуатации автомобиля момент сопротивления зависит от ряда факторов (профиль дороги и ее состояние, изменение сопротивления воздуха и т. п.) и может меняться в широких пределах. Для сохранения устойчивого режима движения важно, чтобы при изменении сопротивления движению равенство между моментом двигателя и моментом сопротивления восстанавливалось при возможно малом изменении скоростного режима двигателя.
На номинальном режиме все двигатели имеют одинаковый крутящий момент.
Момент сопротивления М21 все двигатели могут преодолеть при номинальном числе оборотов коленчатого вала. Если по условиям движения момент сопротивления увеличивается так, что он будет соответствовать кривой MSi, то равновесный режим для первого двигателя наступит при числе оборотов п2 (число оборотов коленчатого вала уменьшается на Апг), для второго — при п3 (на Ап2), а для третьего — при щ (на Ans).
Если сопротивление движению автомобиля будет соответствовать кривой MS3, то для первого двигателя равновесный режим наступит при числе оборотов пь (число оборотов уменьшается на Ani), для второго — при пв (на Am), а третий двигатель без переключения передачи не сможет преодолеть эту нагрузку.
Если крутящий момент изменяется по кривой, имеющей более крутой подъем, то при изменении сопротивления движению автомобиля число оборотов меняется в более узких пределах. При резком увеличении этого сопротивления мощности двигателя будет достаточно для его преодоления.
При работе карбюраторного двигателя на частичных нагрузках кривая Neкруче, чем при полной нагрузке, поэтому изменение числа оборотов в случае изменения сопротивлений происходит в более узких пределах. Характер изменения Anв зависимости от сопротивления движению автомобиля у дизеля не зависит от нагрузки, так как внешняя и частичная характеристики у него протекаютпочтиодинаково.
Устойчивость режима автомобильного двигателя оценивают по запасу крутящего момента, который определяется отношением максимального крутящего момента к крутящему моменту, развиваемому двигателем на номинальном режиме. Это отношение, называемое коэффициентом приспособляемости.
Карбюраторные двигатели обладают сравнительно устойчивым режимом, коэффициент приспособляемости у них К = 1,25н-^1,35. У дизелей характеристика крутящего момента протекает более полого и коэффициент приспособляемости не превышает 1,15. Для улучшения коэффициента приспособляемости у дизелей необходимо применять специальное корректирующее устройство (см. гл. XII), увеличивающее цикловую подачу топлива при снижениичислаоборотов.
Комментарий
Нет комментариев