Макроэкономика
Динамика автоперевозок в период кризиса мало чем отличается от глобальных изменений в транспортном бизнесе. Морские перевозки, обеспечивающие львиную долю потребностей мировой экономики, достаточно точный индикатор и прогнозный ориентир для нас.
Прогнозы
Алексей Емеличев, сотрудник финской транспортно-логистической компании Friends Logistics, приводит такие цифры:
— На фоне падения объемов перевозок контейнеровоз на плече Котка (Фин.) — Москва стоил 3400 долларов в сентябре, 2200 — в ноябре. В декабре, по моим подсчётам, стоимость перевозки упадёт до 1700-1800 долларов.
Возможности и способности
Ни рецептов, ни советов, как выжить, продержаться в условиях кризиса, таких рецептов, чтобы были равно полезны и применимы для всех, не существует. В очередной раз нас швырнули в ситуацию, когда каждый — сам за себя. Когда речь идёт не о поддержании рентабельности бизнеса, а о выживании вообще, любые призывы к совести, к учёту взаимных интересов — пшик. Если человека в спину толкает инстинкт самосохранения, зачастую он готов идти не просто на правонарушение — под уголовную статью… А уж о моральных нормах вспоминают не все и не всегда.
Понимаю, на какую скользкую дорожку становлюсь, но готов согласиться с мнением, что сознательно придерживаться совести и моральных принципов способен человек как минимум не голодный, обеспеченный, и не обозлённый на весь окружающий мир. Во всех других случаях сдерживающим фактором становится страх: перед Богом, Аллахом, перед законом или неотвратимостью наказания. Кто с этим не согласен, видимо, просто не попадал в действительно тяжёлые, экстремальные ситуации, когда «или-или»: или жизнь, или смерть.
Это к тому, что многие рассуждения коллег-автотранспортников в период кризиса о ставках, расценках, неплатежах и прочих неприятных вещах изначально выглядят несостоятельными. Наивностью отдаёт от вопросов, кто больше виноват, диспетчеры или перевозчики, водитель или «барин», «лизингёры» или «автофлотилии». Каждый пытается выжить по мере своих сил, способностей и тех внутренних установок и ориентиров, которые заложены в душе. Ключевые слова в этой фразе — «выжить» и «способности».
По поводу ситуации, складывающейся в автоперевозках в последние месяцы, чаще всего приходится слышать две оценки. Первая: «Всё, труба, работы нет вообще (вариант — по таким ценам пусть на телеге свои грузы таскают!), машину ставлю на прикол». Вторая: «Ну, да, заказчики цену слегка опустили, где заказывали шесть машин, сейчас просят всего четыре. Но ничего, работаем помаленечку, тянем лямку.»
Причём, гораздо более критично владельцами бизнеса воспринимается не величина ставок, а сроки и гарантии оплаты вообще: получит ли перевозчик деньги за выполненный рейс.
Надо пояснять, кто работал напрямую, с «первыми руками», а кто получал загрузки от «своих диспетчеров» через трёх-четырёх посредников? Способность грамотно и прибыльно организовать свой бизнес (не зарплату в бюджетном предприятии, а бизнес, который есть «предпринимательские риски», экономика, управление!) стала той самой чертой, по одну сторону которой — выживание, по другую — разорение.
От тюрьмы и от сумы не зарекайся… Разорение грозит многим. В их числе, к сожалению, и вполне грамотным, профессиональным перевозчикам, потерявшим из-за кризиса, например, своих ведущих клиентов-заказчиков. И прямой вины вроде нет, но и работы — тоже.
Если и в более благоприятные времена перевозчик не сумел обеспечить эффективную работу, выход на заказчиков, минуя трёх-четырёх паразитирующих «диспов», нет никаких шансов, что он сумеет это сделать сейчас. Не сумеет. Будет довольствоваться огрызками. Смотреть в рот. Ехать за любые деньги, и на любых условиях, лишь бы неделю не торчать в Москве (Питере, Новосибе, Перми, где угодно.).
Чем длиннее цепочка посредников, тем меньше шансы получить свои деньги— это практически кризисная аксиома. К сожалению, вымирая, все эти посредники будут тянуть за собой огромное количество автоперевозчиков. Так что последствия нашей общей автоперевозочной неорганизованности, жадности и глупости мы ещё будем иметь возможность испытать на собственной шкуре. В полный рост…
Комментарий
Нет комментариев