Автотранспортники первыми почувствовали «временные трудности в экономике».
Кризисные проблемы строителей — это проблемы строителей. Проблемы металлургов — вроде как проблемы одних только металлургов. Спад потребления — проблемы торговых сетей и магазинов.
Автотранспорт, как отрасль, обслуживающая всё экономику, сконцентрировал в себе трудности всех отраслей. Строят меньше — меньше перевозят цемента. Меньше металлоконструкций. Меньше электрокабелей и сантехники. Меньше покупают — меньше рейсов с продуктами питания, бытовой техникой… Так и получилось, что когда власть осторожно рассказывала, как российская экономика успешно «держит удар» и противостоит мировому кризису, по автоперевозкам, по живым людям уже катилась волна разорений и банкротств.
И даже снижение цены на дизельное топливо (оптом можно закупить солярку рублей по 17-18) не радует ни с какой стороны — у автоперевозчиков нет работы. Кроме того, снижение цен на ДТ на несколько рублей даёт основание заказчикам, грузовладельцам и экспедиторам, снижать ставки. Но уже на десятки процентов. Потому что — капитализм. Рынок. Волшебная формула «спрос-предложение». Машин много — грузов мало.
Рейс на Новосиб за 95 тысяч рублей — не из разряда бреда или чёрного юмора. Реальность. С такой реальностью зарплата водителей снижается «ниже плинтуса», идут сокращения, трудоустроиться даже профессионалу становится всё труднее… Гонка за деньгами превращается в гонку за смертью: многие руководители транспортных предприятий готовы с калькулятором в руках доказать, что труд водителя придётся «интенсифицировать». Платить меньше, требовать больше. Например, растянуть рабочий день до 15 часов за рулём. Иначе, мол, предприятие разорится, и водитель вообще останется без работы. Небогатый, что и говорить, выбор.
Разбираться в истоках и причинах кризиса — удел политиков и экономистов. В автотранспорте кризис перевёл все эти разговоры в абсолютно жёсткую форму: выжить или разориться?
Перефразируя классика, можно говорить: «Все успешные предприниматели успешны одинаково. Но разоряется каждый по-своему»…
Рецептов выживания, одинаковых и эффективных для всех, нет, к сожалению, и быть не может. Срабатывает, как мы видим, только один принцип — каждый сам за себя. Любой ценой. Не вырвешь загрузку — останешься без работы, без денег, без средств к существованию.
Всё, что будет происходить в автоперевозках в ближайшие несколько месяцев, можно охарактеризовать так: с рынка уйдут игроки, которые не сумели организовать и защитить свой бизнес. Однако, складывающаяся ситуация настолько сурова, что даже крепкие профессиональные перевозчики могут оказаться не у дел. Причём, это касается не только индивидуальных предпринимателей, в распоряжении которых находится 1-2 фуры, но и крупных транспортников с парком в несколько десятков или сотен машин.
На этом фоне как-то без ажиотажа среди «грузовиков» прошла информация о повышении ввозных пошлин на автомобили. «Легковушечники» в очередной раз возмутились, готовы проводить акции протеста и митинги. Представительства европейских концернов-производителей грузовой техники нервно выдохнули и начали срочно перекраивать планы продаж на 2009 год. А вот автотранспортники в массе своей отнеслись к новости равнодушно: уж чего-чего, а трудностей с приобретением бэушных тягачей на вторичном рынке не предвидится: стоянки продавцов забиты, площадки лизинговых компаний не вмещают всех машин, отобранных у предпринимателей, не оплачивающих лизинговые платежи… А новые машинки потянут, пожалуй, только фирмы, «подсевшие» на госзаказы или имеющие возможность направить технику на сочинские олимпийские стройки.
На кризисные процессы на-ложилась ещё одна тема, затрагивающая интересы всех, кто работает (или останется работать) в автоперевозках — саморегулирование. Сложнейшие, запутанные и нерешённые проблемы государственного управления экономикой заставляют власть шарахаться из стороны в сторону в поисках хоть какого-то выхода. Объёмная подборка материалов этого номера, может, действительно скучноватая и сухая для неподготовленного читателя, даст возможность понять, о чём идёт речь, внимательно оценить предлагаемые отрасли перспективы и спрогнозировать, во что всё это может вылиться применительно к конкретному предприятию, конкретному автотранспортнику.
В общем, жизнь снова испытывает нас всех на прочность. Наверное, мы снова это испытание выдержим. Не все, но выдержим. Только, честно говоря, борьба за выживание начинает надоедать. Хочется просто жить.
Комментарий
Нет комментариев