Конкуренция в автомобильной промышленности США пережила за последние 10 лет глубочайшие изменения, вызванные в первую очередь возросшим проникновением на рынок продукции иностранных компаний. Недавнее усиление этого процесса выявило изменяющиеся параметры конкурентной борьбы и поставило под сомнение жизнеспособность местного автомобилестроения. Мы уже приводили данные об успехах японских фирм, сумевших разработать высокоэффективный производственный процесс, позволяющий выпускать автомобили с запрограммированным качеством. Некоторые из используемых ими; методов не новы и являются фактически результатом усовершенствования и развития концепций и приемов, разработанных в США. В то же время все очевиднеестановится тот факт, что некоторые, повидимому решающие аспекты типичного для японских фирм подхода к производству либо вовсе не используются в США, либо им отводится значительно меньшая роль. Примером этого является спектр стратегических установок и тактических мероприятий, связанных с управлением рабочей силой.
Важность такого фактора производства, как рабочая сила, всегда высоко оценивалась в американском деловом мире. Появление продукции японских фирм на мировом рынке в 70е годы не только подтвердило истинность этого утверждения, но и показало, что далеко отошла от него практика американского автомобилестроения. В автомобильной промышленности все более очевидным становится тот факт, что рабочая сила, т. е. те, кто разрабатывает конструкцию, наблюдает за производством, обеспечивает надежность работы оборудования, обрабатывает детали, осуществляет сборку, контролирует, координирует и планирует, играет значительную роль в конкурентной борьбе. Эта роль оказывает влияние не только на такие традиционные аспекты, как производительность труда и издеряши производства, но и на качество и эксплуатационные характеристики автомобиля. То, что люди являются необходимой частью бизнеса, факт очевидный. Японские фирмы показали, что кадры могут служить основным оружием в арсенале конкурентной борьбы, причем конкурентные преимущества определяются не только талантами отдельных людей, но и способностью скоординировать и направить эти таланты, создать великолепную по своим возмояшостям рабочую силу.
Существует мнение, что преимущество японцев в конкурентной борьбе (по крайней мере в том, что касается управления кадрами) имеет глубокие корни в национальной японской культуре. С этой точки зрения конкурентная борьба между США и Японией происходит не столько на уровне стратегий и возможностей фирм, сколько в области национальных ценностей, морали и социальных установок. Хотя эти факторы действительно влияют на конкурентную борьбу, было бы слишком пессимистичным утверждать, что конкурентоспособность фирм почти не подвластна их контролю. Успех нескольких базирующихся в США заводов японских компаний доказывает, что достигнутые японцами преимущества в использовании рабочей силы определяются не столько ее культурными особенностями, сколько качеством управления ею.
Эти соображения позволяют предположить, что ключевым аспектом деятельности, направленной на восстановление позиций американского автомобилестроения в конкурентной борьбе, будет совершенствование управления рабочей силой, проведенное на всех уровнях. Широко обсуя^даемые нововведения, влияющие на живой труд, касаются преимущественно рабочих сборочных линий, однако на современном этапе значительная часть рабочей силы в отрасли представлена работниками административноуправленческого аппарата и рабочими, запятыми во вспомогательных производствах. Мероприятия по совершенствованию управления этими категориями несколько отличны от изменений управления рабочими, представленными Объединенным профсоюзом рабочих автомобильной промышленности. В данной главе мы остановимся на отношениях между рабочими и работодателями на уровне завода, и в частности на взаимоотношениях между профсоюзом и административноуправленческим аппаратом, и на влиянии этих отношений на возможности рабочей силы. Большинство рассматриваемых вопросов приложимо (с некоторыми поправками) и к категории служащих. Сначала мы проследим влияние технологии, профсоюзов и административноуправленческой практики на эволюцию трудовых отношений, а затем перейдем к рассмотрению ряда нововведений, появившихся в последние годы.
Комментарий
Нет комментариев