В данной работе рассматривается история и нынешнее состояние автомобильной отрасли с точки зрения издержек производства, качества продукции и применяемой технологии. Приводятся данные, позволяющие сравнить три основные точки зрения на состояние отрасли, но однозначных выводов в работе не делается. Для каждого из трех способов оценки положения в отрасли можно подобрать (при определенных допущениях) подтверждающую информацию. В последней главе делается попытка оценить последствия различных вариантов развития. В ней представлены три сценария будущего отрасли, основанных на трех способах оценки.
В вариантах развития отрасли описывается последовательность событий и показано возможное их влияние на государственную политику. В этих вариантах делается попытка дать реалистическую оценку будущего отрасли при заданных допущениях, хотя они и построены без глубокого анализа возможной стратегии частного бизнеса. Не проводился также углубленный анализ государственной политики в отношении отрасли. Этот.фактор учитывался в самом общем виде. Стратегия отдельных фирм и детальный анализ правительственной политики — весьма важные моменты, но их исследование не входило в задачу данной работы.
В рамках трех возможных вариантов оценка будущего отрасли весьма различна.
Временные экономические трудности. Американская автомобильная промышленность сохраняет свою жизнеспособность, однако доля США в добавленной стоимости при этом снижается. Конкуренция попрежнему осуществляется в основном за счет дизайнерских решений, масштабов производства и организации сети сбыта продукции.
Естественные последствия высокого уровня развития. Доля национальных производителей на американском рынке значительно снижается, 65% легковых автомобилей, продаваемых в США, производится за границей. Американские фирмы выживают за счет того, что значительная часть их продукции производится в других странах, и только автомобили специального назначения производятся в самих США.
Фундаментальные структурные сдвиги. Американское автомобилестроение отказывается от конкурентной борьбы на основе полного ассортимента изделий и издержек производства в пользу конкуренции, «ориентированной на потребителя». Американские фирмы возвращают свое положение на рынке за счет технически передовых моделей, но их доля в добавленной стоимости снижается из-за потерь по стандартным моделям. мк
Если проанализировать две категории правительственных мероприятий («внутренние» — направленные на ослабление регулирования и на придание налогообложению стимулирующего характера, и «внешние» — направленные на временное сокращение импорта), то становится очевидным: влияние политики правительства на автомобильную промышленность зависит от выбранного варианта развития.
Внутренние мероприятия наиболее эффективны при варианте «временные трудности». Для варианта «структурные сдвиги» значительное влияние на автомобильную промышленность окажут как внутренние, так и внешние мероприятия. Если исходить из варианта «высокий уровень развития», то правительственная политика может иметь достаточно продолжительный успех только при условии постоянных торговых ограничений. Это связано с тем, что преимущество иностранных производителей перед американскими в области издержек производства стандартных моделей столь велико, что не может быть ликвидировано путем дополнительных инвестиций.
Конкурентная и организационная стратегия автомобильных компаний так же, как и правительственные меры, зависят от избранного варианта развития. При варианте «высокий уровень развития» конкурентное положение компании будет зависеть от эффективного управления интернациональной системой производства и сбыта продукции, обеспечения ресурсами, технических нововведений. Управление должно быть нацелено на расширение и развитие существующих концепций организации. Вариант «структурные сдвиги» предполагает, что ключевыми задачами станут улучшение качества выпускаемых моделей, повышение производительности действующих предприятий, разработка и внедрение в производство принципиально новых изделий и процессов. Нельзя недооценивать этих различий в оценках конкурентоспособности, но очевидно, что в обоих случаях потребуется существенная перестройка системы фирменного управления. Среди ключевых элементов такой перестройки можно назвать следующие:
акцент на производство как основной фактор конкуренции;
расширение взаимоотношений между администрацией и персоналом;
вовлечение рабочих и служащих всех рангов в решение задач компании, направленных на повышение ее конкурентоспособности;
активизация системы управления развитием, повышение восприимчивости компании к организационным и техническим нововведениям.
Прогноз эффективности политики правительства и частных фирм зависит прежде всего от тех допущений, которые принимаются относительно развития отрасли. Как государственная, так и частная политика способна оказать глубокое влияние на развитие автомобилестроения. Будущее отрасли в значительной степени находится в руках компаний, профсоюзов, поставщиков сырья и комплектующих изделий. Однако решающую роль должна сыграть государственная политика. Поддержка государства в переходный период позволит провести необходимые изменения с минимальным риском.
Комментарий
Нет комментариев