В трех разных оценках текущего кризиса (временные экономические трудности, естественные последствия высокого уровня развития и фундаментальные структурные сдвиги) развиваются различные представления о перспективах развития автомобильной промышленности. Любая попытка понять эти представления должна строиться с учетом одного, часто упускаемого из виду момента: прогнозирование будущего посредством продолжения тенденции, как правило, дает неверные результаты. Будущее обычно складывается путем взаимодействия событий, которые на первый взгляд кажутся не связанными между собой. Например, нефтяной кризис
1) японское проникновение на рынок США и наращивание японскими фирмами производственных мощностей в этой стране; 2) попытки американского правительства защитить интересы потребителей путем контроля за ценами на нефть и введения обязательных норм экономии горючего; 3) ошибочное представление американских производителей о перспективах развития отрасли.
Любой скольконибудь практически полезный прогноз должен строиться на чемто большем, чем простая линейная интерполяция обычных тенденций. Он должен учитывать взаимодействие между развивающимися технологиями, политическими процессами и экономическими факторами. Один из подходов к анализу этой сложной действительности заключается в разработке возможных вариантов развития. Вариант представляет собой описание возможной последовательности взаимосвязанных событий.
Три возможных варианта развития представлены на смотреть статью на сайте, под номером 12, 13 и 14. Мы не пытались описать будущее во всех деталях. Более того, мы исходили из предположения, что современная правительственная политика останется неизменной. Наша цель — показать некоторые основные направления перспективного развития при различных исходных допущениях. Таким образом, возможные варианты показывают последствия, возникающие в результате принятия тех или иных допущений.
Основные допущения, положенные в основу каждой оценки, могут быть кратко сформулированы следующим образом:
Незначительное отставание американских фирм по издержкам производства и качеству продукции. Центральная проблема — недостаток мощностей для производства малогабаритных легковых автомобилей. Определилась новая, доминирующая конструкция автомобиля. Техника и технология стабильны. Значительное отставание американских фирм по издержкам производства. Размещение производства основывается на стоимости составляющих производственных издернсек. Технология становится важным фактором конкуренции. Фактические цены на нефть продолягают расти. Внедряются радикальные нововведения.
Первый возможный вариант развития: временные экономические трудности
В этом варианте складывается представление, что автомобильная промышленность переживает сейчас хотя и серьезные, но преходящие трудности (см. смотреть статью на сайте, под номером 12). В левой колонке даны некоторые причинные процессы: 1) усиление протекционистских настроений в связи со снижением объема продаж; 2) несоответствие производственных мощностей в автомобилестроении США и требований рынка; 3) возрастание разнообразия применяемых технологий производства и ассортимента продукции. Если раньше большая часть парка американских автомобилей была снабжена Fобразными 8цилипдровыми двигателями, то теперь наблюдается внезапное увеличение сбыта моделей (например, «Старлет» фирмы «Тоёта»), занимавших нижние сегменты рынка. Успех этих моделей объясняется использованием нового дополнительного оборудования и новыми техническими решениями, заложенными в конструкцию автомобилей.
Эффект увеличения производственных мощностей и ослабления позиций американских фирм, как показано на смотреть статью на сайте, под номером 12, подобен снежному кому. Производители США разрабатывают новые модели и вводят в действие новые производственные мощности, однако японцы за счет использования дополнительных мощностей ужесточают ценовую конкуренцию. Часть новых производственных мощностей японских фирм создана путем организации сборочных заводов в США. Американские компании, ориентирующиеся на наиболее популярные на рынке модели, оказываются не в состоянии противостоять японской конкуренции на новых, только что возникающих сегментах рынка, как это произошло, например, с легковыми миниавтомобилями.
Хотя неудачи национальных автомобильных фирм преходящи, их последствия будут сказываться еще долго.
Частично позиции компаний США на рынке будут восстановлены, но в целом они не располагают достаточными финансовыми ресурсами ни для того, чтобы полностью» восстановить утраченное, ни для того, чтобы воспрепятствовать проникновению японцев на новые сегменты рынка. С общенациональной точки зрения картина выглядит уже лучше. Новые японские сборочные заводы и новые капиталовложения американских фирм обеспечат сохранение жизнеспособности национального автомобилестроения. Однако общие размеры отрасли и доля фирм США в общем объеме добавленной стоимости в отрасли сократятся в результате снижения удельного веса национальных фирм в объеме продаж на рынке, а также вследствие того, что японские сборочные предприятия в значительной мере снабясаются исходными компонентами из Японии. Соединенные Штаты потеряют свое ведущее положение в мировом автомобилестроении, будут ослаблены и смежные с автомобильной промышленностью отрасли. В результате мы будем иметь несколько меньшее, но жизнеспособное национальное производство автомобилей.
Второй возможный вариант: последствия высокого уровня развития
Отличительная особенность второго варианта заключается в допущении, предполагающем существенное отставание американских фирм по издержкам производства и высокую стабильность техники и технологии производства. Под отраслью с высоким уровнем развития мы понимаем такую, где техника и технология по существу воплощены в элементах производства, которые можно приобрести на устоявшихся рынках. Допущение о высоком уровне развития отрасли имеет в этом смысле далеко идущие последствия. Как видно из смотреть статью на сайте, под номером 13, нынешний кризис — это не что иное, как один из этапов долгосрочного процесса перемещения центров производства.
Доступность и стабильность технологии производства автомобилей в сочетании со значительной разницей в издержках производства приведет к тому, что большинство легковых автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах, будет производиться в таких странах и территориях, как о. Тайвань, Бразилия или Мексика. Стоимость рабочей силы в этих странах и территориях значительно ниже, чем в США, и даже ниже, чем в Японии (1 долл. в час на о. Тайвань по сравнению с 9 долл. в час в Японии и 18 долл. в час в США). В этом варианте развития отводится возрастающая роль тем поставщикам, которые способны быстро переместить свои предприятия. По мере развития событий производство в поисках дешевых ресурсов перемещается из США в развивающиеся страны, что приводит к сокращению возмоятостей производства и снижению уровня «ноухау» в Соединенных Штатах. Легковые автомобили, выпущенные в этих странах, проникают на американский рынок.
В этом возможном варианте развития не предполагается полное перемещение автомобильного производства. Инженерный потенциал национальных компаний, специфические потребности американского рынка и ряд других факторов, связанных с дифференциацией продукции, приведут к тому, что некоторая доля легковых автомобилей (скажем, 35%), продаваемых в США, будет производиться внутри страны. В сочетании с сокращением выпуска на предприятиях — производителях комплектующих узлов и деталей будет снижаться творческий, инновационный уровень взаимодействия между автомобильной и другими отраслями промышленности, снизится также уровень «ноухау», характерный для массового автомобильного производства.
Во втором варианте выделяются три причинных события, указанные на смотреть статью на сайте, под номером 13 с левой стороны: 1) падение сокращающегося спроса; 2) продолжающееся давление со стороны японских фирм, основанное на их преимуществе по издержкам производства и качеству продукции; 3) изменение потребительских предпочтений в пользу более эффективных способов передвижения. Последствия первых двух событий достаточно просты: стандартизация, размещение предприятийпоставщиков по всему миру, иностранное проникновение. Третье событие приведет к усилению конкуренции среди лидеров, возрастанию разнообразия в формах, методах и стратегии сбыта.
Общим результатом для отрасли в рамках этого варианта явится значительное сокращение производственной базы США по автомобилям и конкуренция на мировом рынке со странами с низкой стоимостью рабочей силы. Иностранное проникновение и изменение предпочтений потребителей приведет к коренному изменению характера розничной торговли автомобилями. Жизнеспособность американских фирм будет сохранена за счет использования иностранных ресурсов и изготовления большинства* изделий за границей, а национальное производство будет обслуживать лишь некоторые специализированные сегменты рынка. По условиям высокого уровня развития отрасли, закрытия предприятий и увольнения рабочих будут продолжаться, и в области массового автомобильного производства США, весьма вероятно, попадут в зависимость от иностранной технологии.
Третий возможный вариант развития: фундаментальные структурные сдвиги
В отличие от первых двух вариантов третий (см. смотреть статью на сайте, под номером 14) предполагает значительную, неослабевающую потребность отрасли в технических нововведениях. Под давлением растущих цен на горючее нововведения, ориентированные на повышение экономичности изделий, становятся важнейшим фактором конкуренции. Применение нововведений для выпуска новых изделий имеет далеко идущие последствия. Рынок предъявляет все более высокие требования к топливной экономичности и эксплуатационным качествам автомашин, что побуждает ведущих производителей США вести поиск все более передовых технологий, позволяющих производить конструктивно новые изделия. На их выпуск ориентирована инвестиционная политика, степень вертикальной интеграции заметно снижается. Специализированные фирмы — поставщики, обладающие высоким научнотехническим потенциалом, становятся главным источником новых технологий. В переходный период освоения новых изделий фирмы США теряют свои позиции на рынке стандартных моделей.
В отличие от предыдущего времени американские производители уже не способны осуществлять выпуск полного ассортимента продукции. Изменения происходят быстро, процесс диверсификации продукции усиливается, финансовое положение некоторых фирм становится непрочным. В результате возрастает степень специализации не только отдельных производителей, но и целых стран. Возникает тенденция к сосредоточению усилий фирм-производителей на тех изделиях, в производстве которых они являются технологическими лидерами. Темпы технического прогресса усиливаются, специализация в технологии приводит к возникновению прочных связей менаду национальными фирмами. Размещение производства определяется прежде всего возможностями отраслей поставщиков (например, химикалий, материалов).
Превращение автомобилестроения из зрелой, технологически устоявшейся отрасли в кипящий котел нововведений ц изменений создает для фирм США возможности добиться конкурентного преимущества путем разработки принципиально новых изделий. Однако то же самое можно сказать о японских и западноевропейских компаниях. Создавая и развивая новые сегменты рынка, американские компании могут вернуть потерянную долю в продажах лишь при условии, что им удастся превзойти зарубежных конкурентов на поприще нововведений.
В этом вопросе фирмы США традиционно имели преимущество перед японцами, которые добивались успеха за счет улучшения и доводки существующих технологий. Однако многие западноевропейские компании еще более, чем американские, ориентированы на технологию производства и эксплуатационные качества изделий и потому представляют в своем лице серьезного соперника. Таким образом, западноевропейцы атакуют растущие специализированные рынки, а японцы уверенно держат свои позиции по стандартным моделям. Американские фирмы возмещают часть своих потерь за счет нововведений, и в целом доля США в добавленной стоимости, создаваемой в отрасли, возвращается к уровню, достигнутому в 1979—1980 гг.
Сопоставление возможных вариантов развития
Из нашего анализа видно, что будущее несет в себе значительный элемент риска для национальной автомобильной промышленности независимо от того, какой из вариантов мы выберем. Наиболее оптимистичный прогноз дается в третьем возможном варианте развития. Однако только при условии, что американские фирмы смогут превзойти своих конкурентов в области технического прогресса и (что не менее трудно) смогут пережить снижение своей доли на рынке и финансовые трудности в переходный период. Перспективы во втором варианте еще более унылые: местные фирмы будут выпускать только специализированную продукцию, т. е. произойдет, по сути дела, «британизация» автомобильной промышленности США. Будущее не выглядит таким тревожным в первом варианте, однако даже здесь национальное производство автомобилей сокращается и прибыли в отрасли значительно снижаются.
Разрабатывая возможные варианты развития отрасли, мы полагали неизменными два аспекта ситуации. Первый — это общее состояние экономической активности. Мы предположили, что условия спада сохранятся (незначительный или нулевой рост, вялый конечный сбыт). Восстановление обычных или более высоких, чем обычные, темпов роста вряд ли повлияет на выводы второго варианта («высокий уровень развития»), однако может потребовать пересмотра первого и третьего вариантов. Основное изменение будет состоять в улучшении финансового положения национальных компаний, что позволит им действовать на большем числе сегментов рынка или разрабатывать больше новых моделей. Это в конечном счете увеличит их долю в общем объеме продаж.
Второе важное допущение при разработке вариантов заключалось в том, что федеральное правительство не будет осуществлять какихлибо регулирующих мероприятий. Ожидать, что правительство будет воздеряшватъся от вмешательства в дела отрасли в течение ближайших нескольких лет, отчасти нереалистично. Уже сейчас предлагается в законодательном порядке ввести жесткие ограничения на торговлю и снизить налоги. Хотя сторонники этих предложений всячески настаивают на их принятии, важно понимать, что влияние правительственных мероприятий может очень различаться в зависимости от направления развития отрасли. Чтобы выяснить, к каким последствиям приведут те или иные действия правительства, нужно рассматривать их вместе с возможными вариантами перспектив развития отрасли.
Комментарий
Нет комментариев