Кризис автомобилестроения США является следствием как энергичной конкуренции со стороны японских фирм, так и резкого изменения предпочтений рынка. Мы уже говорили о том, что для возвращения к конкурентоспособным показателям издержек производства и качества продукции требуется радикально изменить управление производством в американской автомобильной промышленности. В то же время отрасль оказалась перед необходимостью разрабатывать новые виды продукции для удовлетворения меняющегося спроса. Определения «малогабаритный» и «экономичный» чаще других используются для описания желаемых характеристик автомобиля, и каким бы поверхностным ни был такой подход, становится все более очевидным, что конструкция и технический уровень современного конкурентоспособного автомобиля отличаются от соответствующего уровня стандартного американского седана, выпускавшегося в послевоенный период. Тогда конкуренция в любом сегменте американского автомобильного рынка происходила на основе достижения оптимальных объемов производства, дизайнерского оформления автомобиля, сбытовой сети и сети технического обслуживания. С повышением уровня развития отрасли нововведения приобретали все более постепенный характер и’ почти перестали отражаться на результатах сбыта. Изменилась ли ситуация теперь?
За последние годы конструкция автомобиля подверглась некоторым существенным изменениям: это и примепение привода на передние колеса, и более широкое использование дизельного двигателя. Пока, однако, не ясно, отражают ли эти новшества начало нового этапа технологического развития или конец переходного периода. Некоторые специалисты считают, что небольшой автомобиль с передним приводом, поперечно расположенным 4цилиндровьш двигателем уже представляет собой новую, доминирующую конструкцию. Если это так, то предстоящие технологические изменения будут лишь дополнять ее, а конкурентоспособность будет попрежнему определяться дизайном, масштабом производства и сетью по сбыту автомобилей. Такое понимание событий означает, что отрасль продолжает двигаться по пути повышения уровня развития.
Если же технологические новшества снова приобретут жизненно важное значение в конкурентной борьбе, то мы станем свидетелями не только продолжающегося внедрения функциональных нововведений, но и общего ускорения внедрения нововведений вообще. Это в свою очередь может оказать самое серьезное влияние на структуру отрасли, стратегические решения компаний и характер международной торговли. Таким образом, роль технологии в конкурентной борьбе является центральной проблемой при анализе современных тенденций развития, а также важным аспектом анализа перспектив отрасли.
На рынке конкурентное преимущество проявляется как в качестве, так и в цене изделия. Особенности конструкции (например, привод на передние колеса) приобретают значение в конкурентной борьбе в том случае, если потребитель готов заплатить повышенную цену за автомобили такой конструкции или же если доля таких моделей в объеме продаж возрастает. В этой главе мы рассмотрим влияние некоторых существенных особенностей конструкции на цены и объем продал? в рамках относительно простой модели потребительского спроса на компактные и: субкомпактные автомобили. Мы предполагаем, что нефтяной кризис
Комментарий
Нет комментариев