Япония была шокирована заявлением Никсона, так называемым «никсоновским ударом», поскольку не была предупреждена заранее. В ответ на него японское правительство решило в мае
эффективное проведение финансовой и валютной политики;
содействие импорту;
содействие планомерному экспортному маркетингу; расширение экспорта капитала; использование резервов иностранной валюты; содействие экономическому сотрудничеству с развивающимися странами;
пересмотр таких законов, как закон о специальных валютных счетах, закон о контроле над экспортом и импортом, закон об Экспортноимпортном байке, с тем чтобы обеспечить эффективную реализацию новой экономической программы.
20 октября
снижение на 1% ставок при кредитовании импортных операций;
усовершенствование преференциальной системы таможенного обложения.
Контроль над экспортом: полное использование Закона о контроле торговли; отмена ряда мер по содействию развитию экспорта; повышение Экспортноимпортным банком Японии ставок при кредитовании экспорта на 1 %
Либерализация капитала.
Содействие экономическому сотрудничеству с другими странами.
Стимулирование мероприятий по повышению национального благосостояния.
Кабинет министров Японии 5 декабря
Японское автомобилестроение, так же как и другие отрасли промышленности, сильно зависящие от экспорта в США, было шокировано этим заявлением правительства. Промышленность восприняла ревальвацию иены довольно холодно, но была удивлена ее размахом, который превзошел все ожидания. Японские компании готовились к ревальвации еще до заключения Смитсоновского соглашения. Контрмеры компании «Ниссан» против ревальвации японской иены проводились в трех направлениях: сокращение времени от заключения контракта до окончательного расчета, более полное использование заемных средств в иностранной валюте и резкое упреждающее повышение цен фоб, с тем чтобы максимально амортизировать удар ревальвации.
Как японское правительство, так и автомобильная промышленность все еще стояли перед большой проблемой: возможностью дальнейшей ревальвации японской иены. Смитсоновское соглашение не только не уменьшило дефицит торгового баланса США, но фактически увеличило его. Если в
В январе
Правительство США стремилось реорганизовать международную валютную систему путем ревальвации иностранных валют, в первую очередь западногерманской марки и японской иены. Однако ни Япония, ни ФРГ не хотели уменьшить свои экспортные возможности. 12 февраля
Японское правительство и автомобильная промышленность были озабочены тем, чтобы не вызвать ответную американскую протекционистскую реакцию. Правительство Японии объявило о закупке американских товаров и услуг на более чем 1 млрд. долл., в том числе сельскохозяйственные продукты и гражданские самолеты, для того чтобы снизить накал протекционистских настроений в США. Основные автомобильные компании, такие, как «Тоёта» и «Ниссан», также снизили свою активность на рынке США. Число дилеров, осуществляющих сбыт японских автомобилей в США, увеличилось в
1972 г. уменьшилось.
Однако содействие импорту американских автомобилей на рынок Японии и либерализация капиталовложений американских автомобильных компаний выполнялись японским правительством неудовлетворительно. Хотя оно и заявило о снижении таможенных пошлин на импортируемые товары, американские автомобили не попали в более благоприятное положение, так как размеры пошлин зависели от мощности двигателей. Например, на автомобили индивидуального пользования с рабочим объемом двигателя 360 см3 и менее пошлина составляла 12,5 долл., на автомобили с рабочим объемом двигателя 2000 см3 — 150 долл., если колесная база автомобиля превышала
Поставки японских автомобилей в США столкнулись, таким образом, с экспортными ограничениями, вызванными дальнейшей ревальвацией иены, проведенной японским правительством, и добровольными ограничениями, взятыми на себя автомобильной промышленностью. Беспокойство японских производителей ситуацией, сложившейся в
Комментарий
Нет комментариев