В своей основе политика японского правительства по отношению к автомобильной промышленности в это время ее изменилась, хотя после второй мировой войны существовал период определенной неясности, путаницы, неопределенности. Торговая политика правительства была основана на том, что эта отрасль промышленности должна быть защищена и ей, как и другим отраслям, должно оказываться содействие.
При реализации этой политики между правительством и промышленностью существовало определенное разделение функций: правительство играло основную роль в импорте, промышленность — главным образом в экспорте. В то время как государственные органы ограничивали импорт иностранных автомобилей, промышленность, при поддержке правительства, активизировала усилия по наращиванию экспорта.
Импортная политика
Импортная политика японского правительства была политикой протекционистской, направленной на содействие становлению национальной промышленности. Даже после того, как автомобильная промышленность достигла высокого уровня, импорт иностранных автомобилей ограничивался.
Импорт автомобилей был официально запрещен Верховным командованием союзных войск сразу же поело капитуляции Японии. Однако неофициальными путями большое количество автомобилей, в том числе находящихся в распоряжении оккупационных войск, поступало в страну. Только в
После того как в апреле
Начиная с
После того как автомобильная промышленность твердо встала на ноги, политика по отношению к импорту стала более гибкой. В
Львиная доля японского импорта автомобилей в 60е годы приходилась на долю автомашин западногерманской компании «Фольксваген» — с
В
Экспортная политика
п стратегия автомобильных компаний:
пример «Тоёта»
Крупные достижения японцев в экспорте автомобилей хорошо известны. Заслуга в этом во многом принадлежит правительству, проводившему эффективную политику поощрения экспорта. Однако наибольшего признания заслуживает деятельность отдельных компаний. Без их эффективной политики и стратегии Япония не смогла бы достигнуть таких значительных успехов даже при наличии энергичных мер по стимулированию экспорта со стороны государства.
Причины успеха Японии в экспорте заключаются в •следующем:
Более позднее развитие японской автомобильной промышленности. В этом, конечно, есть и свои недостатки, но вместе с тем и определенные преимущества, например готовность пересмотреть принципы конструирования автомобиля и перенять опыт передовых производителей мира.
Улучшение техникоэкономических характеристик японских автомобилей. Качество и эксплуатационные показатели японских грузовых автомашин и автобусов достигли мирового уровня за счет опыта, накопленного в предвоенные годы; их повышение по легковым автомобилям было достигнуто с помощью проведения собственных НИОКР и результатов исследований и разработок, приобретенных за рубежом.
Повышение конкурентоспособности экспортируемых автомобилей. Это было обусловлено увеличением внутреннего спроса на автомобили в стране. В отличие от насыщенных рынков Западной Европы и США в Японии существовал большой спрос на автомобили, что вело к увеличению объемов’ их выпуска до оптимального с точки зрения издержек производства уровня. После того как в 1957 и 1958 гг. спрос на внутреннем рынке замедлился, была предпринята попытка начать экспорт автомобилей. Некоторые компании построили собственные специализированные причалы и суда для перевозки автомашин, поставляемых на экспорт.
Первичное стимулирование в виде специальных закупок и репараций. Специальные закупки обновили промышленность и способствовали экспорту японских автомобилей. Автомобили, поставленные в качестве репараций, послужили образцами на будущих рынках сбыта.
Успех в экспорте японской продукции на рынке США. Он превратил японскую автомобильную промышленность в типично экспортную отрасль, способствовал перестройке производства с выпуска грузовиков и автобусов на выпуск легковых автомобилей.
Политика и стратегия компании «Тоёта» основывалась на двух предпосылках: при экспорте «Тоёта» не должна уступать позиций в конкурентной борьбе с компанией «Ниссан», она должна приложить максимальные усилия для внедрения на мировой рынок.
«Тоёта» начала свою экспортную деятельность в
Бангкок в Таиланде был избран в качестве центра» проникновения на рынки ЮгоВосточной Азии, так как антияпонские настроения среди тайского населения былине столь значительны, а положение в стране с точки зрения закона и порядка не вызывало сомнений. В страны ЮгоВосточной Азии и Центральной и Южной Америки экспортировались главным образом автомобили «Лэнд круизер», известные как «Тоёта джип», где они вскоре стали широко известны. Автомобили, отправляемые за рубеж в качестве репараций, сослужили большую службу компании. В Бирму и на Филиппины было поставлено около 2,5 тыс. автомашин, где они служили как бы экспортными образцами. В августе
Политика и стратегия компании «Тоёта» в отношении рынка США претерпела большие изменения в
Проникновение компании «Тоёта» на рынок США проходило в три этапа: начальный этап, отступление и последующий рост объемов экспорта. Сотаро Камия, президент «Тоёта мотор сэйлз К0 лтд.», в
25 августа
Однако «Тоёта» была вынуждена отступить со своими автомобилями с рынка США. Их презрительно звали «япошкины машины» и называли «летающими автомобилями», так как американские водители считали, что при больших скоростях при движении по шоссе они теряют устойчивость. В отличие от «Тоёта» компания «Ниссан» выступила на рынке США успешно, так как она экспортировала автомобиль «Датцун блюберд», автомобиль, устраивавший покупателей. Дилеры, осуществлявшие в СПІА сбыт легковых автомобилей «Тоёта», аннулировали соглашения с фирмой одно за другим.
После отступления из США «Тоёта мотор сэйлз» реорганизовала экспортный отдел и в феврале
Главное экспортное управление разделило мировой рынок в соответствии с объемами сбыта на категории АА, А, Б и В. Австралия, ЮАР, Таиланд, о. Окинава, Малайзия и США относились к категории АА, имевшей высший приоритет. Рынок США был, конечно, самым важным среди всех рынков категории АА.
Для более эффективного осуществления экспортной стратегии в августе
Возвращение «Тоёта» на рынок США началось в атмосфере больших разногласий. Некоторые руководители фирмы считали, что автомобили «Тоёта корона» должны экспортироваться на рынок США, так как там хорошо продаются иностранные автомобили, а качество и эксплуатационные характеристики «Короны» за последние три года значительно улучшились. Многие администраторы были более консервативны, считая, что еще существуют некоторые сомнения в том, как поведут себя эти автомобили на американских скоростных магистралях. Однако Камия решил действовать, считая, что началосбыта этой машины должно соответствовать по времени спросу рынка и она принесет фирме удачу. Образцы были посланы в США и получили благоприятные отзывы от американских водителей. В 1966—1967 гг. число дилеров «Тоёта» увеличилось на 100. Расширяя гамму выпускаемых автомобилей, «Тоёта» в
Экспорт автомобилей компании «Тоёта» в Западную Европу начался в июне
В дополнение к сборочному заводу в Бразилии «Тсёта» уже имела такие предприятия в ЮАР, Австралии, Венесуэле, Таиланде и Уругвае. Линия на создание сборочных заводов проводилась главным образом потому, что страны, на территории которых строились эти предприятия, очень неохотно импортировали готовые автомашины, предпочитая строить сборочные заводы в целях повышения занятости и надеясь в недалеком будущем производить собственные автомобили.
Поставки для зарубежных сборочных заводов в
Комментарий
Нет комментариев