Промышленность по производству автомобильных частей как субпоставщик в большой степени зависит от компаний, выпускающих готовые автомобили. Между ними существуют иерархические, или вертикальные, отношения.
В
Каждая автомобильная компания имеет свою собственную группу субпоставщиков — производителей частей. Компания «Тоёта» в марте
Компания «Ниссан» такясе имеет субпоставщиков, объединенных в Ассоциацию сокровищ (в
Две ассоциации производителей частей имеет компания «Мазда». Первая из них объединяет фирмы, выпускающие самые простые детали, вторая — компании, производящие из этих частей узлы полностью или частично, т. е. осуществляющие предварительную сборку узлов. В
Ассоциации производителей частей каждой автомобильной компании стремятся улучшать эффективность своей работы путем обмена информацией, проведения конференций и обсуждения исследований и разработок. Технологический комитет Ассоциации сокровищ обсуждал проблемы совместных НИОКР по созданию новых изделий, взаимного контроля качества, обмена новой технологией и взаимного использования станочного оборудования.
Промышленность по производству автомобильных частей в Японии может быть разделена на пять групп в зависимости от того, какой из автомобильных компаний осуществляется поставка частей: «Тоёта», «Ниссан», «Мицубиси мотор», независимые компании и фирмы, находящиеся под контролем иностранного капитала (главным образом американского). Вертикальная зависимость в каждой группе не столь жесткая, как можно было ожидать. Фирма — член какойлибо группы может выпускать части для компаний других групп. Иногда это рекомендует делать ее собственная головная компания, которая не хочет полностью закупать продукцию своих субпоставщиков.
Фирмы — производители частей и автомобильные компании одпой и той же группы обычно встречаются дважды в год; к первым, часто в письменном виде, предъявляются требования о снижении издержек производства на несколько процентов. Если производители частей не соглашаются на это, в будущем они могут столкнуться с трудностями при заключении контрактов на поставку деталей. По данным исследования министерства внешней торговли и промышленности, в 1961 —1963 гг. наблюдалась тенденция к снижению цен на части. Хотя эта тенденция может быть объяснена повышением эффективности работы предприятий этой подотрасли, следует также учитывать стремление автомобильных компаний добиться снижения цен на покупаемые ими детали.
Зависимость промышленности по производству частей от автомобильных компаний очень велика с точки зрения объема закупаемой продукции — 78,1 % в
Производством автомобильных частей занято много мелких фирм. Это видно по численности занятых и размерам их капитала. По данным отчета Японской ассоциации производителей автомобильных частей за
Эта подотрасль может быть также рассмотрена с точки зрения размеров вложенного капитала. По данным упомянутого выше отчета, 40,9% фирм имеют капитал менее 50 млн. иен (139 тыс. долл.) и более половины (53,9%) фирм имеют капитал до 100 млн. иен (278 тыс. долл.). Только 12,1% компаний имеют капитал, превышающий 1 млрд. иен (2,8 млн. долл.). Многие фирмы (39,9%) имеют капитал от 50 до 100 млн. иен (139—
278 тыс. долл.). На долю компаний с капиталом, превышающим 1 млрд. иен (2,8 млн. долл.), приходится почт половина (44%) общего объема производства.
Производство автомобильных частей не столь прибыльно, как выпуск готовых автомобилей. Отношение чистой прибыли к влоя^ениям капитала в производство автомобильных частей и готовых автомобилей в 1960—1963 гг. существенно отличается.
Ііыпуек пеавтомобилъных частей в этой подотрасли имел тенденцию к расширению. Отчет Японской ассоциации производителен автомобильных частей показывает, ЧТО и
Как и в других отраслях промышленности, значение он к, ірасти определяется объемом добавленной стоимости н валовом национальном продукте и размером экспортных поступлений. Эта промышленность произвела продукции примерно на 15 млн. иен (7,3 млн. долл.) в
Развитие промышленности автомобильных частей повторяет тенденции развития автомобилестроения. Фирмы— производители частей возникли в 1936—1940 гг., когда автомобильная промышленность увеличивала выпуск продукции в соответствии с законом о производстве автомобилей. Характер развития подотрасли с 1949 по
Большинство выпущенных в Японии частей (82,5%) используется для сборки новых автомобилей, и только 11,3% используется в качестве запасных. Остальные 6,2% проходят по таким, например, позициям, как «автомобильные стереофонические радиоприемники».
Автомобильные части, поставляемые на экспорт, могут быть разделены на две категории: части, используемые в качестве запасных для экспортируемых автомобилей, и детали, идущие для сборки новых автомобилей.
Большая часть частей, экспортируемых из Японии, используется для технического обслуживания автомобилей, поставленных на внешние рынки. На каждый экспортированный автомобиль поставлялись части на сумму от 80 до 100 долл. География экспорта этих частей соответствовала географическому распределению экспорта автомобилей. Основными рынками сбыта были государства Восточной и ЮгоВосточной Азии. В первой трети 60х годов на долю этого региона приходилось свыше половины общего объема экспорта. Эта доля к
В
Экспорт частей осуществлялся по трем каналам: через автомобильные компании (примерно 50% объема экспорта), через специализированных дилеров (около 40%) и через компании — производители частей (10%).
Перспективы японской промышленности автомобильных частей представляются исключительно благоприятными. В мире Японию начинают рассматривать как одного из крупных поставщиков этой продукции, который благодаря качеству, надежности, высокой производственной технологии и относительно низким ценам может удовлетворять запросы производителей автомобилей как Западной Европы, так и США.
Комментарий
Нет комментариев