Изменение структуры спроса в 70е годы оказало глубокое влияние на производственные мощности и технологию. Производственное оборудование, заводы, системы управления, настроенные на выпуск крупногабаритных автомобилей, не могли мгновенно перестроиться на создание значительно меньших по размеру и более экономичных машин. Сложность, масштабы и взаимозависимость процесса производства в автомобилестроении обусловливали высокие затраты и трудности такой перестройки. Действительно, сложность конструкции и совершенство самого легкового автомобиля бледнеют перед сложностью организации и совершенством технологии проектирования, производства и сбыта конечного продукта на рынке. Производство включает в себя изготовление или закупку более чем 10 тыс. деталей, сборку их в узлы и агрегаты и координацию всей этой деятельности таким образом, чтобы из узлов и агрегатов изготовить собственно сам автомобиль. Принципиальная структура производства в автомобилестроении изображена на смотреть статью на сайте, под номером 1. Схема включает в себя все последовательные этапы производственного процесса, начиная с поставок сырья и до окончательной сборки.
Видимо, главной чертой производственного процесса в автомобильной промышленности является масштаб выпуска продукции. За последние 70 лет производство становилось все более механизированным, автоматизированным и капиталоемким. Классическим примером автоматизации в американской промышленности является современный завод, выпускающий автомобильные двигатели.
Такой завод можно рассматривать как результат прогрессивного развития неспециализированных цехов, типичных для ранних этапов моторостроения. Высокоспеци ализированное капиталоемкое производство на современных предприятиях является выражением стратегической линии на выпуск стандартизированного изделия при низких затратах. Выбор оборудования и производственных процессов привел к тому, что увеличение объемов выпуска стало необходимым условием снижения издержек производства. Существующие оценки наименьшего экономически эффективного объема выпуска в моторостроении составляют как минимум от 350 тыс. до 500 тыс. двигателей в год в зависимости от используемой технологии.
Моторостроительные заводы более автоматизированы, чем другие производства в автомобильной промышленности, однако повсюду снижение затрат связано с большим объемом выпуска. В целом политика была направлена на увеличение стандартизации и специализации производственных процессов и, следовательно, подразумевала высокие объемы выпуска. Одновременно существенно увеличилась занятость в сферах, не связанных непосредственно с производством, повидимому, вследствие усложнения проблем управления и изменения регулируемых государством требований к выпускаемым автомобилям. Кроме того, под влиянием этого регулирования и необходимости в новых конструкторских решениях возросли затраты па проведение научноисследовательских и опытноконструкторских работ. В результате развития этих тенденций объем производства стал играть еще более важную роль в обеспечении конкурентоспособности и прибыльности.
Комплекс заводов (иллюстрация)
Для иллюстрации основной структуры всего производственного процесса, и в частности сети заводов, рассмотрим влияние на нее событий, происшедших на рынке в связи с увеличением спроса на экономичные малогабаритные легковые автомобили. С целью удовлетворения этого спроса фирмы уменьшили размеры моделей, внесли изменения в конструкцию (например, перешли на производство моделей с приводом на передние колеса) и начали заменять конструкционные материалы. Хотя каждая из перечисленных мер может оказывать непосредственный эффект лишь на часть конструкции автомобиля или на участок производственного процесса, различные производства так тесно связаны между собой, что даже небольшое отклонение вызывает целый каскад изменений.
Основные производства в рамках комплекса заводов по выпуску автомобилей и их связи показаны на смотреть статью на сайте, под номером 2. Будучи сильно упрощенным, рисунок тем не менее показывает связи между производством материалов (например, стали, алюминия, пластмасс), узлов (рулевое управление, тормоза), агрегатов (например, двигатели, трансмиссия) и конечной сборкой. Автомобильные компании осуществляют конечную сборку на своих собственных заводах и, как правило, изготовляют агрегаты автомобилей (двигатели, трансмиссии). Большинство материалов и многие комплектующие детали и узлы (например, тормоза, рулевое управление в сборе, клапаны) покупаются у фирмпоставщиков. Степень интеграции сильно различается как по отдельным компаниям, так и по различным моделям. У производителей автомобилей не считается необычным изготовлять часть необходимых деталей, узлов и агрегатов на своих заводах, а остальные получать со стороны.
На смотреть статью на сайте, под номером 2 результат перехода на выпуск автомобилей уменьшенных размеров показан штриховкой изображений отдельных заводов. Уменьшение размеров выпускаемых автомашин затронуло все предприятия по производству кузовов (потребовалась замена штампов в прессовых цехах), потребовало перехода на Уобразные 6цилиндровые двигатели (замена станочных линий), на уменьшенные и более легкие детали и узлы (переоснащение ряда заводов— по изготовлению осей, подвесок, тормозов и т. д.), на новые рамы. Все изменения сходятся на заводе конечной сборки, для которого требуются новые приспособления и инструмент. Нетрудно представить, что такие изменения требуют несколько сотен миллионов долларов и нет сколько лет для подготовки производства. И тем не менее уменьшение размеров выпускаемых автомобилей оказало относительно небольшое влияние на производственные процессы по сравнению с изменением конструкций основных узлов и агрегатов автомобиля. Влияние перехода с заднего на передний привод и на конструкцию с единым моторнотрансмиссионным агрегатом показано на смотреть статью на сайте, под номером 3. Эти изменения в конструкции привода и рамы сопровождаются изменением нескольких основных узлов, а именно:
— ликвидацией задней оси и появлением новой задней подвески;
— заменой стандартного Fобразного 8цилиндрового двигателя па Fобразные 6цилиндровые и рядные 4цилиндровые двигатели;
— ликвидацией карданного вала и трансмиссии и заменой их двумя валами для привода передних колес;
— введением новой подвески (типа «Макферсон») и рулевого управления реечного типа.
Все это ведет к существенному изменению производства: закрываются заводы по выпуску двигателей, рам и осей, происходит замена многочисленного инструмента в производстве по изготовлению картеров, мостов и других узлов. Значительные капитальные вложения затрачивают тем не менее только частично на новые материалы, при этом не происходит существенных изменений в производственном процессе. Перспективные изменения в конструкции и применении новых материалов могли бы дать еще больший эффект. Примером является использование в конструкции автомобиля электронного оборудования и приборов, что привело к появлению в автомобильной промышленности новых производств и технологических процессов. Рост потребления пластмасс, композитных материалов и легких металлов может сделать старые заводы и технологии ненужными и потребовать создания новых производств.
Комментарий
Нет комментариев