Как руководство фирм, так и лидеры Объединенного профсоюза автомобильной промышленности признают сегодня тот факт, что старый трудовой договор становится все более невыгодным. Процесс перестройки начался, и, как показал опыт завода в Тэрритауне, на этом пути достигнут определенный прогресс. Размах изменений весьма значителен. Трудовые отношения — отношения между администрацией, профсоюзом и рабочими — это важнейший ресурс фирмы, ее долгосрочный актив, такое впечатление создается в результате даже небольшого исследования этой сложной проблемы. Современный характер трудовых отношений слояшлся отчасти под влиянием решений, принятых очень давно. Перестроить управление кадрами — значит изменить не только нормы и правила организационной структуры, но и привычки людей, характер взаимодействия и весь образ мышления.
Как и любое другое средство развития предприятия, перестройка требует капиталовложений. Какие же «инвестиции» в совершенствование управления персоналом осуществляются сейчас в автомобильной промышленности? Каковы возможности успешной перестройки? Мы уже отмечали усилия «Дженерал моторе», направленные на совершенствование организационной структуры и программы «качество работы» в производстве. Эта деятельность началась почти десять лет назад и в той или иной форме охватила почти 80% заводов «Дженерал моторе». Ее суть — в передаче решающего голоса руководителям предприятий. Таким образом, программы разрабатываются директорами заводов и местными профсоюзными деятелями. При этом специфические методы и инициативы не навязываются сверху.
«Программы вовлечения рабочих» пытается создать компания «Форд». В контакте с руководством Объединенного профсоюза рабочих автомобильной промышленности «Форд» пытается сделать повышение качества организующей темой этих программ. Более половины предприятий «Форда» охвачено программами по созданию атмосферы вовлеченности и личной ответственности. Большие успехи достигнуты в развитии отношений сотрудничества, результатом которого является заметное повышение качества продукции.
«Форд» и «Дженерал моторе» совместно с Объединенным профсоюзом рабочих автомобильной промышленности приступили к пересмотру сущности трудовых отношений, структуры и организации труда па уровне предприятий. Перестройка должна затронуть не только производственных рабочих, но и среднее административное звено, и самые высокие уровни управления. Исследования, проведенные «Дя^енерал моторе» п другими фирмами, показали, что улучшение управления персоналом, и повышение эффективности функционирования даже на уровне завода нуждаются в заинтересованности и руководстве со стороны высших руководителей предприятия и профсоюзных деятелей, а также в организационной перестройке штатов и участии цеховых руководителей среднего звена.
Эти выводы применимы и к корпорации в целом. Поучительны изменения, происшедшие недавно в «Дженерал моторе». Два назначения на высокие посты отражают новые позиции и подходы к вопросам качества и трудовых отношений. Впервые за свою историю «Дженерал моторе» возложила ответственность за качество на руководителя высшего звена, в данном случае на вицепрезидента. Более того, новый вицепрезидент фирмы по трудовым отношениям отошел от решения кадровых вопросов и вплотную занимается программами повышения качества работы. Эти тенденции указывают, повидимому, на признание необходимости дальнейшего совершенствования организационной структуры.
Перспективы перестройки
Автомобилестроительные объединения США огромны. Трудовые отношения в них основываются па глубоко укоренившихся методах, подходах, образе мыслей и действий. Какова вероятность успеха фундаментальной перестройки и изменения таких крупных объединений? Мы не даем четких предсказаний, но можем назвать ряд ключевых факторов. Наши исследования производительности труда и изменения организационной структуры в других областях позволили предположить, что все случаи успешной перестройки характеризуются четырьмя общими показателями, представленными в смотреть статью на сайте, под номером 18.
Как свидетельствуют имеющиеся данные, стимулом успешной перестройки могут слуяшть внешние и внутренние факторы. В отсутствие одного из факторов уменьшается вероятность того, что фирма займется фундаментальным анализом работы предприятия. Такое переосмысление основных предпосылок организационной стратегии является ключевым аспектом успешной перестройки. Если администрация не проведет досконального пересмотра основных методов работы, перестройка будет скорее всего поверхностной.
«Человеку со стороны», обладающему знаниями и авторитетом, вероятно, удастся сделать процесс пересмотра методов работы более глубоким и всеобъемлющим. Это может быть консультант или руководитель цеха, отличающийся свежим подходом и не связанный внутренними политическими соображениями. Последний показатель в смотреть статью на сайте, под номером 18 характеризует стиль принятия решений и разрешения спорных вопросов. Как свидетельствуют приведенные факты, перестройка успешнее проходит в условиях децентрализации прав и полномочий, когда характер вносимых изменений отчасти определяется теми, кого эти изменения непосредственно затрагивают.
В смотреть статью на сайте, под номером 18 представлены как идеальный вариант рассматриваемой ситуации, так и оценка реального положения в автомобильной промышленности. Сейчас предельно ясно, что отрасль испытывает необычайное внутреннее и внешнее давление. И если последние 15 лет озабоченность вызывало снижение рентабельности, то теперь под вопросом жизнеспособность американских автомобильных фирм. Среди других факторов необходимо отметить начавшийся в автомобилестроении пересмотр вопросов управления пер.
Комментарий
Нет комментариев