Проблема цен на нефть и ее наличия, без сомнения, имеет громадное значение для автомобильной промышленности. Вместе с тем, как показал опыт прошлых лет, маловероятно, что даже последовательное повышение цен на нефть, подобное тому, которое имело место в 70е годы, могло бы полностью парализовать спрос на новые автомобили. Такая вероятность, несомненно, оказала бы существенное влияние на развитие потребительского спроса и типаж; выпускаемых легковых автомобилей или же в целом на структуру спроса. Поэтому полезно вкратце рассмотреть сдвиги, которые произошли в отрасли в 70е годы в результате роста цен на нефть, и степень ее готовности к повторению подобных потрясений.
В 50—60е годы гарантированные поставки нефти по снижавшимся реальным ценам казались вполне приемлемым допущением при любом планировании. Однако в результате пересмотра в
Лестер Браун и его сотрудники в получившей большую известность книге, которую они назвали «Бегство в никуда: перспективы развития автомобильной промышленности в период нехватки нефти», придерживались точки зрения, что повышение цен на нефть «не обязательно свидетельствует о приближении конца эпохи автомобилизации, а просто означает, что прежняя ситуация никогда не вернется. Эти потрясения сигнализируют не о «кончине» автомобиля, а о замедлении процесса мировой автомобилизации». Спустя четыре года после опубликования этой работы понимание сути явления, связанного с нехваткой горючего, в значительной степени изменилось. Вновь появилась уверенность в осуществимости так называемой мировой автомобилизации. Даже в развивающихся странах — не членах ОПЕК, автомобилизацию которых в условиях высоких цен на горючее многие специалисты исключали, уже снова отмечается повышение уровня продаж. Так, в
В конечном счете многие опасения оказались в значительной степени преувеличенными. Прежде всего были недооценены действия механизма, с помощью которого регулировался рынок. Несколько неожиданным оказалось резкое снижение спроса на нефть в условиях новых высоких цен на нее. Одновременно не предполагался поиск новых источников снабжения и не прогнозировалось появление трех новых крупных экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК, таких, как Норвегия, Великобритания и Мексика.
Эрозия уровня реальных цен, установленных в
Как бы то ни было, автомобильной промышленности следует осознать, что перспективы формирования цен на нефть крайне неопределенны. Опыт, накопленный после
Специалисты, занимающиеся планированием объема производства легковых автомашин, считают, что эта гибкость обходится дорого. Она порояедает необходимость иметь резервные производственные мощности, готовые в короткое время увеличить производство малогабаритных моделей. Гибкость также вызывает необходимость иметь достаточные мощности, чтобы удовлетворять требования относительно независимого от цен покупателя автомобилей среднего размера, который, как отмечалось, имеет тенденцию возвращаться на рынок после любого повышения цен на нефть. Через десятилетие, начинающееся с установления высоких процентных ставок, — что, по мнению многих специалистов по прогнозированию, будет также иметь место в середине 80х годов, — создание подобных дополнительных производственных мощностей и их содержание в надлежащем состоянии окажутся чрезвычайно дорогим мероприятием. Отстаивая данную точку зрения, некоторые специалисты предполагают, что на рынке сохранятся только крупные компании, способные выдернгать такое финансовое напряжение. Однако имеются основания сомневаться в этом. Нельзя недооценивать и тот факт, что после
Комментарий
Нет комментариев