Менее чем за 100летний период своей истории автомобильная промышленность Японии прошла в своем развитии несколько этапов под влиянием трех основных факторов: политики японского правительства, предпринимательской деятельности менеджеров отрасли и неконтролируемых факторов внешнего характера.
Политика правительства определялась и осуществлялась исходя из того, что развитие автомобильной промышленности должно иметь высшее, приоритетное значение. За исключением второй мировой войны, эта политика проводилась весьма последовательно. Высокие темпы развития отрасли во многом объясняются умелым руководством менеджеров. Наконец, внешних факторов, благоприятствовавших росту автомобилестроения, было больше, повидимому, чем неблагоприятных, причем многие из отрицательных факторов в конце концов стали оказывать на развитие отрасли положительное воздействие.
В развитии японской автомобильной промышленности может быть выделено пять этапов: зарождение, создание прочного фундамента, быстрое развитие, стремительный прогрессирующий рост и зрелость.
Зарождение
Период зарождения отрасли охватывает почти полстолетия — с момента появления в Японии первого автомобиля и до конца второй мировой войны. В течение этого периода японцы пытались создать в стране автомобильную промышленность. Японское правительство энергично действовало в этом направлении, используя как различные программы содействия, так и прямое вмешательство в ход развития отрасли. Появились предприниматели, проявлявшие большой интерес к автомобилям. Они понимали, что автомобили становятся все более важным товаром и для их собственных фирм, и для экономики страны. Они смело занялись освоением производства нового товара, что потребовало преодоления значительных трудностей. Их самоотверженность была впоследствии вознаграждена. До начала второй мировой войны развитие автомобильной промышленности было поставлено на довольно прочную основу. Неконтролируемыми внешними факторами явились проникновение в автомобильную промышленность Японии иностранного капитала и Кантонское землетрясение. В конечном итоге это привело компании «Дженерал моторе» и «Форд» в Японию, содействовав тем самым созданию автомобильной промышленности.
Создание прочного фундамента развития
В 50е годы после восстановления разрушений военного времени был заложен прочный фундамент последующего быстрого роста автомобильной промышленности. Используя благоприятные внешние условия, связанные с войной в Корее, последовательную, твердую политику правительства, отдававшую явный приоритет автомобильной промышленности, руководители и менеджеры компаний отрасли использовали все возможности, чтобы заложить твердый фундамент для уверенного роста в будущем. Они приняли ряд мудрых решений: инвестировали капиталы в строительство предприятий, научные исследования и опытноконструкторские разработки — в сотрудничество в области технологии с развитыми странами Запада и в освоение зарубежных рынков сбыта. Незаметно для большинства западных автомобильных компаний японцы заложили надежную основу для неожиданного взлета.
Быстрое развитие
В 60е годы автомобильная промышленность Японии успешно и быстро развивалась, осваивая как внутренний, так и зарубежные рынки. Как и ранее, развитию отрасли содействовали политика правительства, деятельность отдельных компаний и их менеджеров и факторы внешнего» порядка. Правительство продолжало поощрять развитие автомобилестроения посредством законодательных мер и программ содействия, руководство фирм, уверенное в своей политике, продолжало расширять производственные мощности своих заводов. В пользу промышленности работали два внешних фактора: быстрый экономический рост Японии, который в условиях роста доходов населения обеспечивал расширение спроса на автомобили, и популярность малогабаритных легковых автомобилей в США. Компания «Фольксваген» пролоя«тла дорогу экспорту малогабаритных автомобилей в США, где они покупались в качестве вторых и третьих семейных автомашин. Менеджеры Японии решили использовать стратегию «Фольксваген», и в итоге японские автомобили завоевали популярность среди американских покупателей. В это время руководители американских компаний в Детройте уже начали обращать определенное внимание на продукцию японской автомобильной промышленности.
Стремительный прогрессирующий рост
В 70е годы автомобильная промышленность развивалась исключительно высокими темпами. Они определялись главным образом благоприятными внешними условиями, в частности быстрым ростом цен на бензин. Весь мир бросился покупать малогабаритные автомобили, и японские фирмы, которые специализировались на выпуске таких автомашин, почти монополизировали этот «золотой» рынок. Японские менеджеры реагировали на изменение спроса поставкой качественных автомобилей оригинальных конструкций по доступным ценам. Автомобильная промышленность Японии превратилась в основной фактор развития мирового рынка автомобилей. В
Зрелость
Еще не вполне ясно, станут ли 80е годы периодом зрелости японской автомобильной промышленности. Ее развитие может пойти по одному из трех путей: рост производства будет продолжаться, рост прекратится или в промышленности будет наблюдаться спад.
Если условия развития 70х — начала 80х годов сохранятся, промышленность, видимо, будет продолжать развиваться. Если эта отрасль встретится со значительными политическим и экономическим противодействием со стороны США и других стран, она может пойти на удовлетворение требований этих государств, в результате чего темпы ее роста замедлятся, а производство будет характеризоваться стагнацией. С другой стороны, если американцы обновят свою промышленность и бросят вызов японским автомобилям в США и на других рынках, включая Японию, в отрасли следует ожидать спада производства.
Комментарий
Нет комментариев