Американская автомобильная промышленность находится в состоянии кризиса. Сильная конкуренция со стороны зарубежных фирм, резкое изменение потребительских предпочтений, вялый сбыт продукции — все это привело к тому, что 1980 и 1981 гг. стали самым трудным периодом за всю ее историю. Текущее состояние отрасли вызывает уныние: сотни тысяч людей потеряли работу; районы, где концентрируется автомобильная промышленность, поражены безработицей; у населения упали денежные доходы; все национальные автомобильные компании понесли крупные финансовые убытки; значительная часть заводов постоянно закрыта. Прогнозы неопределенны. Чтобы выжить, в ближайшее пятилетие потребуются коренные изменения в производственной и финансовой базе отрасли, внедрение новых технологий, обновление оборудования на предприятиях, установление новых отношений между администрацией, трудящимися и правительством.
Масштабы автомобилестроения огромны, и неудивительно, что длительное время к этой отрасли привлеченобольшое общественное внимание. Последние события дали толчок к дискуссиям по поводу наступившего кризиса и путях выхода из него. Можно выделить три различных взгляда на нынешнее положение. Они сформулированы следующим образом.
Временные экономические трудности. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, хотя нынешний кризис является серьезным потрясением, он — явление временное. Ключевая проблема состоит в отсутствии необходимых мощностей для производства малогабаритных автомобилей. Для ее решения потребуется время и финансовые ресурсы.
Естественные последствия высокого уровня развития. Эта точка зрения, основанная на теориях жизненного цикла изделий, рассматривает текущий кризис как один из эпизодов в долговременном процессе перемещения производства из США в страны с более дешевыми ресурсами.
Фундаментальные структурные сдвиги. Концепция ставит под вопрос тезис о стабильности технологии. Она предполагает, что в скором будущем наступит период бурногоизменения как выпускаемых изделий, так и производственных технологий. При этом преимущество перед конкурентами будет зависеть от готовности предпринимателей к нововведениям.
В основе этих трех точек зрения лежат различные допущения по поводу конкурентоспособности американской продукции с точки зрения ее цены и качества, а также роли технологии в конкурентной борьбе. Более того, результатом различных подходов к анализу проблемы являются разные рекомендации для проведения как государственной политики, так и политики на уровне частных фирм. В данной работе вопросы стоимости и технологии рассматриваются в историческом контексте, исследуется также характер недавних нововведений и конкурентоспособность автомобильной промышленности США. Необходимо отметить, что в работе не делается попыток рассчитать сравнительные характеристики автомобилестроения в том смысле, как это принято в классической экономической теории (например, отношение затрат на выпуск автомобилей к затратам на производство других видов продукции в американской промышленности и сопоставление их с аналогичными показателями, рассчитанными для других стран). В работе исследуется и сопоставляется конкурентоспособность фирм США в области автомобилестроения и основных зарубеяшых компаний, действующих в этой отрасли. В центре исследования находятся не только затраты на производство, но и качество продукции, а также роль технологии и нововведений в конкурентной борьбе.
Комментарий
Нет комментариев